Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.12.2016 N Ф09-10390/16 по делу N А60-6828/2016
Требование: О признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, обязании предоставить участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием в лицензии на право пользования недрами условий о рекультивации земель и отсутствием у территориального органа по управлению федеральным имуществом полномочий на сдачу в аренду находящегося в собственности РФ участка без поручения федерального органа.
Решение: Требование удовлетворено, так как отсутствие условий о рекультивации земель в тексте лицензии при их наличии в приложениях к ней не свидетельствует о несоответствии лицензии закону, необходимость оформления поручения федерального органа не препятствует реализации прав лицензиата.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф09-10390/16

Дело в„– А60-6828/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2016 по делу в„– А60-6828/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Центрально-Уральское Федеральное государственное унитарное геолого-промышленное предприятие (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) в заключении с Центрально-Уральском Федеральным государственным унитарным геолого-промышленным предприятием договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183 - учетный номер части 122 площадью 369932 кв. м и учетный номер части 123 площадью 52109 кв. м.
Кроме того, заявитель просил обязать ответчика предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:183 - учетный номер части 122 площадью 369932 кв. м и учетный номер части 123 площадью 52109 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу.
Решением суда от 16.06.2016 (судья Подгорнова Г.Н.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.Согласно доводам заявителя жалобы, в нарушение ст. 12 Федерального закона от 21.09.1992 в„– 2395-1-ФЗ "О недрах" (далее - Закон о недрах) предприятием в Управление была представлена лицензия от 18.01.2006 СВЕ в„– 13447 ТЭ, не содержащая информации о порядке и сроках подготовки проектов рекультивации земель, кроме того, предоставленный рабочий проект первой очереди рекультивации был подготовлен до выдачи данной лицензии.
Управление также указало на невозможность предоставления в аренду земельных участков площадью более 10 гектаров без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в составе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183 общей площадью 34695008 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, центральная часть кадастрового района "Екатеринбургский", сформированы части, в том числе, с учетными номерами 122 - площадью 370106 кв. м и 123 - площадью 52316 кв. м.
Часть земельного участка с учетным номером 122 находится в лесных кварталах 33, выделы часть 42, части 44 - 46, 50, 56 - 59, часть 60; 50 выделы 7 - 10, часть 11, 20 - 22, части 23 - 24, 25, часть 26, части 28 - 29, 30 - 31, части 32 - 33, часть 36, части 39 - 41, часть 55 Широкореченского участка Чусовского участкового лесничества Верх-Исетского лесничества.
Часть земельного участка с учетным номером 123 находится в лесных кварталах 33 выделы часть 52, часть 54; 50 выделы части 2 - 3, часть 5, часть 14, части 16 - 17, 18, часть 19, часть 55 Широкореченского участка Чусовского участкового лесничества Верх-Исетского лесничества.
На основании постановления главы Администрации Новоалексеевского сельского Совета от 05.11.1992 в„– 209 части 122, 123 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183 были предоставлены заявителю в бессрочное пользование для использования под жилую и промышленную зоны, что подтверждено свидетельством от 02.06.1993.
Конкурсный управляющий заявителя Медведев В.А. 23.09.2015 в порядке ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) обратился в Управление с заявлением о переоформлении права постоянного пользования на части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183 с учетными номерами 122 и 123 на право аренды.
Письмом от 09.10.2015 Управление отказало конкурсному управляющему в предоставлении частей земельного участка в аренду по причине отсутствия в имеющейся у заявителя лицензии от 18.01.2006 СВЕ в„– 13447 ТЭ на право пользования недрами условий о порядке и сроках подготовки проектов рекультивации земель, отметив, что дополнительно представленный заявителем в подтверждение наличия таких условий рабочий проект первой очереди разработки и рекультивации Светлореченского месторождения жильного кварца не принят заинтересованным лицом во внимание, поскольку дата его разработки и утверждения предшествует дате выдачи лицензии.
Также основанием к отказу в переоформлении права явилось отсутствие у Управления полномочий по предоставлению в аренду находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка площадью более 10 га без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду послужил основанием для обращения заявителя с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия у заявителя документально подтвержденного права постоянного пользования земельным участком, подлежащего переоформлению в установленном законом порядке, а также отсутствия правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве в порядке такого переоформления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что земельный участок площадью 43,05 га находится у заявителя в постоянном (бессрочном) пользовании, предоставленный ему под разработку Светлореченского месторождения жильного кварца, на что у заявителя имеется лицензия от 18.01.2006 СВЕ в„– 13447 ТЭ, действие которой продлено до 16.09.2028.
Согласно п. 1 ст. 3 Вводного закона права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 3 Вводного закона установлена возможность коммерческим и некоммерческим организациям переоформления своего права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков или право собственности, в установленном федеральными законами порядке.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Вводного закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 12 ст. 3 Вводного закона предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
На основании вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, заявитель, имеющий документально подтвержденное и никем не оспоренное возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного пользования земельным участком, имеет также право на его переоформление на право аренды.
Как установлено судами, соответствие предоставленного на праве постоянного пользования земельного участка спорным частям земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183 подтверждается сведениями о их расположении, размере площадей (43,05 га по свидетельству; 42,2422 га по кадастровому паспорту) и Управлением не оспаривается.
Порядок осуществления действий по предоставлению государственной услуги при переоформлении прав на земельный участок предусмотрен утвержденным Приказом Минэкономразвития от 03.10.2013 в„– 571 Административным регламентом (далее - Регламент).
Согласно п. 2.2 данного Регламента государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества. При предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя (п. 2.3 Регламента).
При этом вне зависимости от необходимости получения поручения Росимущества при переоформлении прав на земельные участки более 10 га согласно п. 2.6 Регламента государственная услуга предоставляется в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Согласно п. 2.5. Регламента результатом предоставления государственной услуги является заключение договора аренды земельного участка либо безвозмездного срочного пользования земельного участка, либо купли-продажи земельного участка.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень необходимых для переоформления права документов, а пунктом 2.16 - исчерпывающий перечень оснований для отказа в переоформлении, к которым относятся следующие: земельный участок не относится к федеральной собственности; заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о переоформлении права; имеется запрет на предоставление земельного участка на испрашиваемом праве, в том числе предусмотренный действующими нормативными правовыми актами; имеются вступившие в законную силу судебные акты, ограничивающие оборот земельного участка; отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, кроме случаев предоставления земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования; представление неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанных в п. 2.8 Административного регламента.
Подпунктом 5 п. 2.8 Регламента предусмотрена необходимость представления заявителем копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из иных представленных с заявлением документов.
Согласно п. 2 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
Установив, что условия о рекультивации земель содержатся в представленных заявителем Горноотводных актах, являющихся приложениями в„– 6 и в„– 8 к действующей лицензии, а также в рабочем проекте первой очереди разработки и рекультивации Светлореченского месторождения жильного кварца, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в переоформлении права, основанный на отсутствии в лицензии условий о рекультивации земель, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, создают ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом суды отметили, что отсутствие условий о рекультивации земель в тексте действующей лицензии при их наличии в приложениях к лицензии и рабочем проекте разработки и рекультивации месторождения не свидетельствует о несоответствии лицензии ст. 12 Закона о недрах.
Ссылка заявителя жалобы на то, что предоставление в аренду земельных участков площадью более 10 гектаров производится по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, препятствующим реализации законных прав заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2016 по делу в„– А60-6828/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------