По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2016 N Ф09-9827/16 по делу N А60-61909/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Организатору торгов на право заключения договора аренды земельных участков вменено нарушение земельного законодательства - сокращение срока приема заявок на участие в аукционе, ему предписано аннулировать итоги аукциона.
Решение: Требование удовлетворено, так как прием заявок прекращен в установленный законом срок, не доказано, что прекращением приема заявок нарушены права и интересы лица, которое заявку не подавало, задаток не вносило, не являлось участником аукциона и не имело правовых интересов в рамках оспариваемого аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. в„– Ф09-9827/16
Дело в„– А60-61909/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2016 по делу в„– А60-61909/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
УФАС по Свердловской области - Лопарева А.Д. (доверенность от 14.09.2016 в„– 68), Анисимов Р.Г. (доверенность от 09.08.2016 в„– 64);
Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил (далее - управление муниципального имущества) - Климцев А.В. (доверенность от 12.01.2016 в„– 1);
общества с ограниченной ответственностью "СУ-1" (далее - общество "СУ-1") - Помазан И.А. (доверенность от 13.01.2016).
Управление муниципального имущества обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к антимонопольному органу о признании недействительными решения и предписания от 25.11.2015 по жалобе в„– 147/18.1-2015.
УФАС по Свердловской области заявило встречное требование о возложении на управление муниципального имущества обязанности по исполнению предписания от 25.11.2015 путем аннулирования аукциона в„– 091015/0180702/01.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "СУ-1".
Решением суда от 25.02.2016 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования управления муниципального имущества удовлетворены. Суд признал недействительными решение и предписание УФАС по Свердловской области от 25.11.2015 по жалобе в„– 147/18.1-2015 и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов управления муниципального имущества. В удовлетворении встречного иска антимонопольного органа отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения; производство по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление в„– 5" (далее - общество "Строительное управление в„– 5") прекращено.
В кассационной жалобе УФАС по Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что управлением муниципального имущества нарушен п. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому прием документов может быть прекращен не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона, то есть, организатор торгов может прекратить прием заявок в любой из пяти предшествующих аукциону дней; в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 в„– 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарным днем считается период времени продолжительностью двадцать четыре часа; календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце, однако организатор торгов прекратил прием заявок на участие в аукционе в 12 час. 00 мин. 05.11.2015 (когда до проведения аукциона оставалось 6 дней); при вынесении обжалуемых судебных актов суды имели право признать незаконным только предписание от 25.11.2015 по жалобе в„– 147/18.1-2015, оснований для признания недействительным оспариваемого решения УФАС по Свердловской области не имелось.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции сделаны противоположные выводы относительно одних и тех же фактов, подлежащих выяснению: указав на то, что несоблюдение положения о сроках управлением муниципального имущества может ограничить право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявок для участия в открытом аукционе, суд сделал вывод о том, что сокращение срока приема заявок не привело к нарушению прав потенциальных участников.
По мнению заявителя жалобы, вывод судов об отсутствии у общества "Строительное управление в„– 5" правовых интересов в рамках оспариваемого аукциона является необоснованным, поскольку рассмотрение жалоб по ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) введено для защиты прав и законных интересов лиц, заинтересованных в проведении торгов и в участии в них, подтвердивших свою заинтересованность подачей заявки или невозможностью подачи заявки ввиду пороков информационного обеспечения торгов или препятствовании в подаче заявки; суды вынесли обжалуемые судебные акты о правах и обязанностях общества "Строительное управление в„– 5", которое не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Управление муниципального имущества представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.10.2015 в„– 2596-ПА в газете "Тагильский рабочий" от 09.10.2015 в„– 75 (358) и на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении аукциона (в„– 091015/0180702/01) на право заключения договоров аренды земельных участков для жилищного строительства; согласно данному извещению: дата проведения аукциона - 11.11.2015 в 10 час. 30 мин.; заявки на участие в аукционе принимаются с 12 октября по 05 ноября 2015 года в рабочие дни с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин.; задаток должен поступить на лицевой счет организатора торгов не позднее 05.11.2015; согласно протокола заседания аукционной комиссии от 06.11.2015 задаток для участия в аукционе поступил только от одного участника - общества "СУ-1", в связи с чем аукцион признан несостоявшимся и принято решение заключить договор аренды земельного участка с единственным участником - обществом "СУ-1".
В УФАС по Свердловской области поступила жалоба общества "Строительное управление в„– 5" на действия организатора торгов - управления муниципального имущества.
По результатам рассмотрения жалобы в„– 147/18.1-2015 УФАС по Свердловской области принято решение от 25.11.2015, которым жалоба общества "Строительное управление в„– 5" признана обоснованной, а организатор торгов в лице управления муниципального имущества признан нарушившим ч. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации путем сокращения срока приема заявок на участие в аукционе и установления момента прекращения их приема ранее срока, предусмотренного законодательством; на основании указанного решения УФАС по Свердловской области выдано предписание от 25.11.2015, которым организатору торгов предписано в течение трех дней с момента размещения на сайте решения и предписания антимонопольного органа аннулировать аукцион в„– 091015/0180702/01, объявленный 09.10.2015 на официальном сайте торгов в сети "Интернет".
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, управление муниципального имущества обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что управлением муниципального имущества допущено сокращение срока приема заявок, однако это не привело к нарушению прав потенциальных участников; права общества "Строительное управление в„– 5", которое заявку не подавало, задаток не вносило, не являлось участником аукциона и не имело правовых интересов в рамках оспариваемого аукциона, сокращением срока приема заявок не нарушены.
Суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что организатор аукциона, установив срок приема заявок до 12 час. 00 мин. 05.11.2015, при сроке проведения аукциона 11.11.2016, не нарушил предусмотренный п. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации пятидневный срок, поскольку с учетом положений ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный срок необходимо исчислять со дня, следующего за днем окончания приема заявок (то есть, с 06.11.2015), следовательно, до установленного срока проведения аукциона 11.11.2015 оставалось пять дней (06, 07, 08, 09, 10 ноября 2015 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется доказать наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному ненормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 данного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
В п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявителями в установленный в извещении о проведении аукциона срок должны быть представлены следующие документы: заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
В силу п. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В соответствии с п. 5 Извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного строительства заявки на участие в аукционе принимаются с 12 октября по 5 ноября 2015 года в рабочие дни с 09.00 часов до 12.00 часов в управлении муниципального имущества.
Задаток должен поступить не позднее 05.11.2015 на лицевой счет для учета операций. Документом, подтверждающим внесение задатка, является выписка с этого счета (п. 6 Извещения о проведении аукциона).
В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подававшего заявку на участие в торгах, определяется наличием реального, а не гипотетического нарушения его прав и законных интересов в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.
При указанных обстоятельствах, поскольку управлением муниципального имущества прекращен прием заявок на участие в аукционе 05.11.2015 в установленный срок, то есть не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона, что не нарушает права и законные интересы общества "СУ-5", не внесшего задаток и не подтвердившего факт нарушения своих прав именно сокращением срока приема заявок, суды правомерно удовлетворили требования управления муниципального имущества.
Доводы антимонопольного органа о нарушении судами норм процессуального права, выразившегося в принятии решения о правах и обязанностях общества "СУ-5", не привлеченного к участию в деле, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Иные доводы УФАС по Свердловской области не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2016 по делу в„– А60-61909/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Ю.В.ВДОВИН
------------------------------------------------------------------