Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2016 N Ф09-8103/16 по делу N А07-20217/2015
Требование: О признании незаконным решения о резервировании земель для муниципальных нужд.
Обстоятельства: Собственник объекта, находящегося на земельном участке, полагал, что участок расположен не на территории общего пользования и необоснованно включен в состав резервируемых земель.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный участок расположен частично в границах красных линий, решение о его резервировании принято на основании документов территориального планирования в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. в„– Ф09-8103/16

Дело в„– А07-20217/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Смирнова А.Ю., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" (далее - общество "УАП "Гидравлика") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу в„– А07-20217/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "УАП "Гидравлика" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Совет городского округа) о признании решения от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" незаконным в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010504:20, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Володарская, 1а, площадью 42 кв. м.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом уточнением в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан.
Решением суда от 16.02.2016 (судья Архиереев Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (судьи Г.Н. Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УАП "Гидравлика" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на вынесение судебных актов с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела. Заявитель указывает, что согласно выписки из ЕГРП и кадастрового паспорта земельного участка выданного филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республики Башкортостан в отношении спорного земельного участка не имеется ограничения прав в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 18, ст. 24, ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения проекта планировки территории. Общество "УАП "Гидравлика" отмечает, что красные линии в границах указанных в выкопировке из приложения в„– 1 к решению Совета ГО г. Уфа в„– 41/6, не соответствуют существующей застройке территории и не могут свидетельствовать о нахождении спорного земельного участка в составе земель общего пользования. Кроме того, заявитель полагает, что исключительный характер приобретения права на земельный участок, расположенный под трансформаторной принадлежит обществу "УАП "Гидравлика", однако оспариваемым решением установлены ограничения прав на данный земельный участок, что лишает заявителя в полной мере распоряжаться по своему усмотрению данным земельным участком, а также нарушают права на оформление права собственности на названный земельный участок.

Проверив законность обжалуемого судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616 утвержден проект планировки территории, ограниченной с северо-запада железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей им. города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадью 716,7 га, включающий в себя чертежи планировки территории и положение о размещении объектов капитального строительства, технико-экономические показатели, характеристики планируемого развития территории.
Решением Совета городского округа от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с учетом разработанных и утвержденных проектов планировок и проектов межевания на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7 720 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд, утверждена схема размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд и определены перечни кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В приложении в„– 2 к данному решению в разделе "Проект планировки территории, ограниченной с северо-запада железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей имени города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616)" в состав резервируемых земель включен земельный участок с кадастровым номером 02:55:010504:20.
Решение Совета городского округа от 28.01.2015 в„– 41/6 опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", в„– 17-18 (12665-12666), 29.01.2015, что не оспаривалось сторонами.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.05.2015 в„– 02/15/1-391479 данный земельный участок площадью 42 кв. м поставлен на кадастровый учет 03.10.2003, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Оренбургская, рядом с ДК "Юбилейный", и имеет разрешенное использование: для эксплуатации ТП-253.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 04АГ 497147 от 02.12.2011 общество "УАП "Гидравлика" является собственником названного сооружения - трансформаторной подстанции ТП-253 общей площадью 30,6 кв. м, лит. 2Д, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Володарская, 1а.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010504:20 необоснованно включен в состав резервируемых земель обжалуемым решением Совета городского округа от 28.01.2015 в„– 41/6, а также что земельный участок не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, общество "УАП "Гидравлика" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из пункта 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Совета городского округа от 28.01.2015 в„– 41/6) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Пунктом 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561 (далее - Положение).
В силу абз. 2 п. 2 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании пп. "а" п. 3 Положения в„– 561 решение о резервировании земель принимается в том числе на основании документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной указанным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 18.06.2013 в„– 136/13 следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616 утвержден проект планировки территории, ограниченной с северо-запада - железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей имени города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицей 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На основании данных документов территориального планирования было принято решение о резервировании, в том числе, спорного земельного участка.
В приложении в„– 2 к оспариваемому решению содержится кадастровый номер спорного земельного участка (02:55:010504:20) в разделе: "Проект планировки территории, ограниченной с северо-запада железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей имени города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616)".
Согласно представленной Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан схеме границ проекта планировки территории, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616, спорный земельный участок расположен частично в границах красных линий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что при принятии решения о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010504:20, орган местного самоуправления руководствовался вышеназванными документами территориального планирования, что соответствует требованиям п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" незаконным в части резервирования названного земельного участка.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию общества "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу в„– А07-20217/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------