По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2016 N Ф09-8680/16 по делу N А07-24331/2015
Требование: Об отмене решений антимонопольного органа.
Обстоятельства: В связи с неподписанием в установленные сроки проекта контракта и непредоставлением обеспечения исполнения контракта антимонопольным органом принято решение о включении победителя электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков ввиду признания его уклонившимся от заключения контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку победитель аукциона не уведомил заказчика о наличии обстоятельств, препятствующих подписанию контракта при наличии достаточного времени для подписания контракта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. в„– Ф09-8680/16
Дело в„– А07-24331/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УфаЭлектро" (далее - заявитель, ООО "УфаЭлектро", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2016 по делу в„– А07-24331/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
ООО "УфаЭлектро" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решений в„– РНП-02-125/14 от 11.12.2014 и в„– РНП-02-125/14 от 10.10.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - администрация).
Решением суда от 15.02.2016 (судья Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. правильное применение судами норм материального права. указывает, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, что подтверждается отправленным в соответствии с ч. 13 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) 16.09.2014 письмом заказчику с объяснением случившегося и с приложенными к письму оформленной банковской гарантией ЗА КБ "ЛОКО-Банк" и двумя подписанными экземплярами муниципального контракта. Руководитель общества вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (п. 16 ст. 70 Закона в„– 44-ФЗ) не смог подписать муниципальный контракт с заказчиком 15.09.2014, тогда как он являлся единоличным исполнительным органом общества.
Как следует из материалов дела, администрацией на сайте http://roseltorg.ru размещено извещение в„– 0101300045614000136 от 14.07.2014 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению строительного контроля по объекту "Электроснабжение жилых домов по ул. Губина микрорайона в„– 4 в г. Белорецк Республики Башкортостан.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона в„– 0101300045614000136-3 от 03.09.2014 победителем аукциона признан участник закупки в„– 3 - ООО "УфаЭлектро".
Согласно протоколу в„– 0101300045614000136-4 от 16.09.2014 ООО "УфаЭлектро" признано уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что в установленные сроки не подписало проект контракта и не предоставило обеспечение исполнения контракта.
В связи с уклонением ООО "УфаЭлектро" от заключения контракта заказчик обратился в УФАС по РБ с заявлением о включении ООО "УфаЭлектро" в Реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения администрации УФАС по РБ принято решение от 10.10.2014 в„– РНП-02-125/14 о включении ООО "УфаЭлектро" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "УфаЭлектро" обратилось в УФАС по РБ с ходатайством о пересмотре дела в„– РНП 02-125-1 о включении ООО "УфаЭлектро" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 11.12.2014 в„– РНП-02-125/14 УФАС по РБ оставило без изменения решение в„– РНП-02-125/14 от 10.10.2014.
Не согласившись с названными решениями административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, а также незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом в„– 44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1).
В силу ч. 2 ст. 24 Закона в„– 44-ФЗ определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме), относящихся к конкурентным способам определения поставщиков.
Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме закреплен в § 2 главы 3 Закона в„– 44-ФЗ.
Статьей 70 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 этого Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1). В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 этого Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2). В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (ч. 3). Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 этого Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 этого Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта) (ч. 13).
Статьей 104 Закона в„– 44-ФЗ установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. В соответствии с указанной нормой ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов (ч. 2). В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 этой статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 этой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч. 7). Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (ч. 11).
Судами установлено, что согласно информации с официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru/ протокол подведения итогов электронного аукциона в„– 0101300045614000136-3, в соответствии с которым ООО "УфаЭлектро" признано победителем электронного аукциона, был опубликован 03.09.2014.
Следовательно, ООО "УфаЭлектро" с 03.09.2014 владело информацией о том, что оно стало победителем аукциона.
Срок подписания контракта и представления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона - с 09.09.2014 по 15.09.2014.
Между тем ООО "УфаЭлектро" в указанный срок не разместило в единой информационной системе названные документы.
Ссылки заявителя на то, что нарушение обязанности по подписанию проекта контракта и предоставлению обеспечения произошло ввиду обстоятельств непреодолимой силы (внезапная болезнь директора общества), суды правомерно отклонили с учетом положений п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что у ООО "УфаЭлектро" имелось достаточно времени для подписания контракта и представления банковской гарантии, а сотрудники ООО "УфаЭлектро" имели возможность в срок до 15.09.2014 включительно уведомить заказчика о наличии обстоятельств, препятствующих подписанию контракта.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 96 Закона в„– 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (п. 5 ст. 96 Закона в„– 44-ФЗ).
Согласно ответу КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) от 18.11.2014 в„– 07-06-01-07/21308 банковская гарантия в„– LM150914312 в пользу администрации по поручению ООО "УфаЭлектро" выдана 16.09.2014.
Таким образом, банковская гарантия получена заявителем после истечения предусмотренного Законом в„– 44-ФЗ срока для предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения антимонопольного органа от 10.10.2014 в„– РНП-02-125/14 о включении ООО "УфаЭлектро" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, поскольку основанием для включения ООО "УфаЭлектро" в реестр недобросовестных поставщиков является решение УФАС по РБ в„– РНП-02-125/14 от 10.10.2014, суды также пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания недействительным решения УФАС по РБ в„– РНП-02-125/14 от 11.12.2014.
Судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2016 по делу в„– А07-24331/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УфаЭлектро" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "УфаЭлектро" государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по квитанции ПАО "УралСиб" от 22.07.2016.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------