Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2016 N Ф09-7984/16 по делу N А50-20902/2015
Требование: О взыскании денежных средств, предоставленных в виде социальной выплаты.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выделенных для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности .
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как преюдициальным судебным актом установлено соблюдение условий предоставления и использования социальной выплаты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. в„– Ф09-7984/16

Дело в„– А50-20902/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Пермского края (далее - КСП Пермского края) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.02.2016 по делу в„– А50-20902/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Игнашина А.А. (доверенность от 08.07.2016 в„– 15).
От Министерства финансов Пермского края поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее - Администрация) о взыскании средств бюджета Пермского края и средств федерального бюджета, предоставленных в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП и ПРП "Сельское жилье" в размере 421 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Пермского края, Тетерина Нина Ивановна (далее - Тетерина Н.И.), КСП Пермского края.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2016 (судья Власова О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КСП Пермского края просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 в„– 11974/06 по делу в„– А12-2463/06-С42, указывает на то, что обстоятельства, установленные решением Нытвенского районного суда Пермского края 23.12.2015 по делу в„– 2-919/2015 имеют отношение к лицам, участвующим в деле, но арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
КСП Пермского края полагает, что заключение Администрацией и Тетериной Н.И. дополнительного соглашения от 19.11.2014 к договору купли-продажи после проверки КСП Пермского края подтвердило факт нарушения условий получения социальной выплаты. В связи с этим КСП Пермского края считает, что поскольку выплата была произведена в нарушение условий, установленных Порядком реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2009 в„– 747-и (далее - Порядок), денежные средства, предоставленные местному бюджету из краевого бюджета, подлежат возврату в соответствующий бюджет вне зависимости от того, что в дальнейшем было заключено дополнительное соглашение от 19.11.2014.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу КСП Пермского края - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Министерством требований.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, КСП Пермского края проведена проверка Администрации на предмет эффективности реализации мероприятий "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и приоритетного регионального проекта "Сельское жилье". По результатам проверки составлен акт от 14.05.2014.
В ходе проверки КСП Пермского края установлено, что в нарушение постановления Правительства Пермского края в„– 747-п средствами социальной выплаты оплачена 100% стоимость жилого дома, что является нарушением условий предоставления социальной выплаты. Собственные средства получателя выплаты (30% от суммы социальной выплаты) в размере 287,5 тыс. руб. направлены Тетериной Н.И. на оплату земельного участка и пристройки, что не предусмотрено названным постановлением.
Министерство обратилось к Администрации с требованием обеспечить возврат социальной выплаты, предоставленной в нарушение п. 4.2, 4.3 Порядка.
Суды, сделав вывод о том, что решение Нытвенского районного суда Пермского края от 23.12.2015 по делу в„– 2-919/2015 имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела, названным решением установлено, что Тетериной Н.И. соблюдены условия предоставления и использования социальной выплаты, в связи с чем, оснований для взыскания с Администрации сумм перечисленной Тетериной Н.И. социальной выплаты не имеется, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 БК РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Порядком предусмотрена совокупность условий признания гражданина участником регионального проекта, это постоянное проживание в сельской местности Пермского края; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с разделом III Порядка Министерство и Администрация заключили три Соглашения "О совместной деятельности в рамках реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье" и одно Соглашение "О совместной деятельности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Соглашения).
Предметом соглашений являлось предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Пермского края на софинансирование расходных обязательств Нытвенского муниципального района Пермского края по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации программ "Сельское жилье".
Между Администрацией и Тетериной Н.И. заключен договор от 15.12.2011 32/3-г о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Согласно названному договору расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, определенная в свидетельстве составляет 803 590 руб., стоимость строительства индивидуального жилого дома составляет 850 000 руб., из них социальная выплата за счет средств краевого бюджета, предоставляемая на безвозвратной основе - 421 885 руб., социальная выплата за счет средств местного бюджета, предоставляемая на безвозвратной основе - 140 628 руб., собственные средства получателя выплаты - 287 487 руб.
Тетериной Н.И. 25.01.2012 заключен договор с Бажиным В.А. на приобретение на ст. Чайковская земельного участка площадью 1878 кв. м. и жилого дома с теплым пристроем и постройками общей площадью 37,8 кв. м, при этом стоимость жилого дома составляет 562,5 тыс. руб., стоимость земельного участка 200 тыс. руб., стоимость построек 87,5 тыс. руб.
В последующем между Тетериной Н.И. (покупатель) и Бажиным В.А. (продавец) заключено дополнительное соглашение от 19.11.2014 в соответствии с которым изменена цена приобретаемого имущества - земельный участок 1000 рублей, жилой дом с теплым пристроем 848 000 руб., постройки 1000 руб. Указанное дополнительное соглашение представлено в Росреестр, что подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов от 09.04.2015.
Администрация, указывая на то, что средствами социальной выплаты оплачена стоимость земельного участка и построек, обратилась в Нытвенский районный суд с иском к Тетериной Н.И. о взыскании социальной выплаты.
Вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края 23.12.2015 по делу в„– 2-919/2015 установлено, что условия предоставления Тетериной Н.И. социальной выплаты и условия ее использования ей соблюдены, несоответствие условия договора купли-продажи в части порядка оплаты требованиям Порядка устранены путем заключения дополнительного соглашения. В связи с этим оснований для взыскания с Тетериной Н.И. сумм социальной выплаты не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судами верно определено, что поскольку вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края от 23.12.2015 по делу в„– 2-919/2015 установлено, что Тетериной Н.И. соблюдены условия предоставления и использования социальной выплаты, то данные обстоятельства не доказываются вновь.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Администрации сумм перечисленной Тетериной Н.И. социальной выплаты.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Министерством требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 12.02.2016 по делу в„– А50-20902/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------