Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2016 N Ф09-8384/16 по делу N А76-25864/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании выполнить предусмотренные законом действия для предоставления участка.
Обстоятельства: Главе крестьянского хозяйства указано, что предоставление участка будет осуществляться по результатам торгов ввиду поступления конкурирующей заявки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как процедура предоставления испрашиваемого участка не была завершена, заявка от иного лица поступила до момента принятия решения о предоставлении участка главе КФХ, участок подлежит предоставлению посредством торгов, информирование населения о предоставлении участка с целью выявления заинтересованных лиц не нарушает прав главы КФХ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2016 г. в„– Ф09-8384/16

Дело в„– А76-25864/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Татариновой И.А., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Нестеровой Е.Ф. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича (далее - Глава КФХ Колядко В.Ю.) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2016 по делу в„– А76-25864/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Челябинской области, принял участие представитель Главы КФХ Колядко В.Ю. - Новокрещенова Т.Г. (доверенность 29.07.2014).

Глава КФХ Колядко В.Ю. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации, выраженного в письме от 24.02.2015 в„– 1067/11, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 25 780 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного южнее коллективного сада "Северный-2", для осуществления деятельности фермерского хозяйства; об обязании Администрации выполнить действия, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - закон в„– 74-ФЗ), в редакции закона, действовавшего на день подачи истцом заявления в суд.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин Андрей Николаевич (далее - Глава КФХ Юдин А.Н.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2016 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава КФХ Колядко В.Ю., ссылаясь на неправильное применение норм ст. 12 закона в„– 74-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон в„– 101-ФЗ), а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Заявитель указывает, что одновременное применение общих и специальных норм, относительно предоставления земельных участков, отличных по содержанию, невозможно и противоречит смыслу установления специального порядка и особенностей правового регулирования отдельных правоотношений. По мнению заявителя, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе в„– 74-ФЗ. Глава КФХ Колядко В.Ю. полагает, что суды неправильно определили срок для учета конкурирующей заявки, связав его с датой публикации в средствах массовой информации извещения о предоставлении земельного участка. Заявитель также считает, что заявку Юдина А.Н. нельзя признавать конкурирующей, поскольку его статус специального субъекта, как Главы КФХ, не подтвержден материалами дела, кроме того, указанная заявка не соответствует требованиям закона в„– 74-ФЗ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Глава КФХ Колядко В.Ю. обратился к главе Администрации с заявлением от 02.07.2014 в„– 8 о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 5,2 га (ориентировочно), расположенного южнее коллективного сада "Северный 2", сроком на 9 лет, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Администрации от 08.12.2014 в„– 7224 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа, расположенного южнее коллективного сада "Северный 2", для сельскохозяйственного назначения площадью 30 500 кв. м.
В газете "Миасский рабочий" от 06.09.2014 в„– 102 (17161) опубликовано извещение, содержащее информацию о поступлении обращения и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, южнее коллективного сада "Северный 2", площадью 30 500 кв. м для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства.
В материалы дела представлена копия заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юдина Андрея Николаевича (наличие у Юдина А.Н. указанного статуса подтверждается общедоступными сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), поступившего в Администрацию 01.10.2014 за номером 14301, в котором Юдин А.Н. указывает, что 06.09.2014 в газете "Миасский рабочий" в„– 102 опубликовано информационное сообщение о том, что в Администрацию поступило обращение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, южнее коллективного сада "Северный 2", площадью 30 500 кв. м, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с указанным глава КФХ Юдин А.Н. известил о своей заинтересованности в предоставлении названного земельного участка в аренду на 49 лет для аналогичных целей.
В ответ на заявление главы КФХ Юдина А.Н. Администрация письмом от 10.03.2015 в„– 1426/1.1 сообщила ему о том, что ввиду наличия нескольких заявок, предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В письме от 24.02.2015 в„– 1067/11 Администрация сообщила главе КФХ Колядко В.Ю. о поступлении заявлений о предоставлении земельного участка от иных заинтересованных лиц, в связи с чем предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Глава КФХ Колядко В.Ю. обратился в Администрацию с заявлением от 16.07.2015 в„– 39, на основании которого, постановлением Администрации от 30.07.2015 в„– 4672 внесены изменения в пункт 1 постановления от 08.12.2014 в„– 7224, в соответствии с которыми слова "30 500 кв. м" заменены на "25 780 кв. м".
Земельный участок площадью 25 780 +/-112 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Миасский городской округ, южнее коллективного сада "Северный 2", был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.01.2016 с присвоением кадастрового номера 74:34:0302001:938 и разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.01.2016 в„– 7400/101/16-11222.
Глава КФХ Колядко В.Ю., считая отказ Администрации в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 24.02.2015 в„– 1067/11, незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также законом в„– 74-ФЗ.
На основании п. 1, п. 3 ст. 11 закона в„– 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации
В силу п. 1 ст. 12 закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что заявитель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 74 в„– 006110491), Колядко В.Ю. обратился в Администрацию с заявлением от 02.07.2014 о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,2 га (ориентировочно), расположенного южнее коллективного сада "Северный 2", для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 12 закона в„– 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 12 закона в„– 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Между тем закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Таким образом, учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, суды верно указали на то, что к правоотношениям по предоставлению таких земель подлежат применению по аналогии правила, установленные п. 2 ст. 10 закона в„– 101-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 10 закона в„– 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Необходимость применения этой нормы вытекает также из статьи 2 закона в„– 101-ФЗ, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законом в„– 101-ФЗ, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Судами также установлено, из материалов дела усматривается, что после публикации в газете "Миасский рабочий" от 06.09.2014 в„– 102 (17161) извещения о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка, Глава КФХ Юдин А.Н. выразил заинтересованность в приобретении указанного земельного участка для собственного использования, что послужило причиной для принятия Администрацией оспариваемого решения об отказе Главе КФХ Колядко В.Ю. в предоставлении земельного участка без торгов.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что на момент принятия Администрацией спорного решения в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка не были выполнены работы по государственному кадастровому учету сведений об этом земельном участке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка только по результатам торгов.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу в„– 308-ЭС14-1222.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заявление главы КФХ Колядко В.Ю. от 02.07.2014 в„– 8, заявление Главы КФХ Юдина А.Н. от 01.10.2014, письмо Администрации от 24.02.2015 в„– 1067/11, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных Главой КФХ Колядко В.Ю. требований о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка и возложении на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии необходимости в публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка, которая не требуется по правилам статьи 12 закона в„– 101-ФЗ, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку подобное информирование с целью выявления заинтересованных лиц само по себе не нарушает право заявителя на предоставление земельного участка, но создает дополнительные гарантии для реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления публичных земель.
Ссылка главы КФХ Колядко В.Ю. на то, что заявление Юдина А.Н. поступило значительно позднее обращения с аналогичным заявлением Главы КФХ Колядко В.Ю., не может само по себе являться основанием для отказа в реализации конкурентной процедуры предоставления земельного участка, поскольку в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Довод КФХ Колядко В.Ю. о том, что представленная в дело заявка иного лица не может считаться конкурирующей, как не соответствующая требованиям закона, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, так как заявка Главы КФХ Юдина А.Н. подана не как заявление первичного претендента на земельный участок в порядке ст. 12 закона в„– 74-ФЗ, а на основании публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка. В силу изложенного данная заявка является конкурирующей, так как выражает наличие притязаний Главы КФХ Юдина А.Н. на тот же земельный участок, в отношении которого размещено публичное информирование.
Кроме того, ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие у Юдина А.Н. специального статуса, предусмотренного законом в„– 74-ФЗ, не принимается, поскольку заявление о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка подано Юдиным А.Н., как главой крестьянского (фермерского) хозяйства, доказательств отсутствия данного статуса у Юдина А.Н. в материалы дела в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы Главы КФХ Колядко В.Ю. об ошибочном применении судами положений ст. 10 закона в„– 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости руководствоваться нормой ст. 12 закона в„– 74-ФЗ подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2016 по делу в„– А76-25864/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------