Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8435/16 по делу N А71-7088/2015
Требование: О признании недействительным отказа в согласовании эскизного проекта кафе.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нарушением режима групповой охранной зоны памятников истории и культуры, на территории которой запланировано строительство кафе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку сведениями из кадастрового паспорта соответствующего земельного участка не подтверждается установление режима охранной зоны, участок не входит в зону с особыми условиями использования территорий, ограничение прав на землю не установлено, не представлено доказательств внесения в кадастр недвижимости сведений о зоне охраны объекта культурного наследия, при этом имеется акт государственной историко-культурной экспертизы с положительным заключением.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. в„– Ф09-8435/16

Дело в„– А71-7088/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Татариновой И.А., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Нестеровой Е.Ф. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2016 по делу в„– А71-7088/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, приняли участие представители:
Агентства - Савина И.Д. (доверенность от 28.07.2016);
закрытого акционерного общества "Торговая фирма "ГАЛ" (далее - общество "Торговая фирма "ГАЛ") - Варначев Д.Г., Стронгина Т.Е. (доверенность от 04.04.2016).

Общество "Торговая фирма "ГАЛ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству культуры и туризма Удмуртской Республики (далее - Министерство) о признании недействительным решения от 23.03.2015 в„– 04/02-14/930 об отказе в согласовании эскизного проекта "Кафе на ул. М. Горького, 86 в Октябрьском районе г. Ижевска" (далее - эскизный проект), выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Архитектоника" (далее - общество "Архитектоника") по заказу общества "Торговая фирма "ГАЛ".
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.12.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Удмуртской Республике, Правительство Удмуртской Республики, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2016 (судья Калинин Е.В.) Агентство исключено из состава сторон по делу, заявленные обществом "Торговая фирма "ГАЛ" требования удовлетворены. Решение Министерства от 23.03.2015 в„– 04/02-14/930 об отказе в согласовании эскизного проекта, выполненного обществом "Архитектоника" по заказу общества "Торговая фирма "ГАЛ", признано незаконным. Суд обязал Министерство устранить нарушение прав и законных интересов заявителя и в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, согласовать обществу "Торговая фирма "ГАЛ" эскизный проект.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях Агентства, при этом оно не привлекалось к участию в деле. Заявитель также указывает, что согласно Положению об Агентстве, утвержденному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.02.2016 в„– 74, оно является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области сохранения, использования, охраны объектов культурного наследия, в связи с чем, в пределах своей компетенции оно выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласует проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Агентство, ссылаясь на ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) о том, что собственник или иной законный владелец обязан не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны не определен, полагает, что у общества "Торговая фирма "ГАЛ", как у собственника объекта культурного наследия отсутствует право на проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия. В связи с этим, Агентство считает, что решение Министерства об отказе в согласовании эскизного проекта соответствует нормам законодательства, а также не нарушает права и законные интересы общества "Торговая фирма "ГАЛ", не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий для его законной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Торговая фирма "ГАЛ" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Агентства - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Торговая фирма "ГАЛ" на праве собственности принадлежат: земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания кафе, адрес (местонахождение) объекта: г. Ижевск, ул. М. Горького, 84, кадастровый номер: 18:26:010636:125 (свидетельство о регистрации права от 20.08.2012); двухэтажное здание магазина промышленных товаров, литер А, расположенное по адресу г. Ижевск, ул. М. Горького, 84 (свидетельство о регистрации права от 24.02.2012); одноэтажное здание склада, литер Н1, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. М. Горького, 86 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2011); одноэтажное здание склада, литер Н, расположенное по адресу г. Ижевск, ул. М. Горького, 86 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2011); двухэтажное здание склада, литер Б, расположенное по адресу г. Ижевск, ул. М. Горького, 86 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.03.2011).
В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 17.09.2001 в„– 966 "Об отнесении недвижимых объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории памятников истории и культуры регионального (Удмуртской Республики) значения" указано, что объекты недвижимости (здания) по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, 84, 86, входящие в состав памятника градостроительства и архитектуры "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX в." (далее - "Ансамбль"), отнесены к категории памятников истории и культуры регионального (Удмуртской Республики) значения.
По заказу общества "Торговая фирма "ГАЛ" была проведена государственная историко-культурная экспертиза документации "Обеспечение сохранности объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX в.", расположенного по адресу - г. Ижевск, ул. Горького, 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88 и его историко-градостроительной среды. (Градостроительное обоснование реконструкции объекта в границах зон охраны города.)" в составе эскизного проекта с целью обоснования возможности и достаточности работ, предусмотренных эскизным проектом, для сохранения объекта культурного наследия "Ансамбль" и его историко-градостроительной среды при строительстве кафе по ул. Горького, 86, в г. Ижевске.
Судами также установлено, что Актом государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2014 подтверждено, что в 2007 - 2008 гг. была произведена первая очередь реконструкции здания по ул. Горького, 84 с приспособлением его под предприятие общественного питания в соответствии с разработанной научно-проектной документацией "Эскизным проектом реставрации здания по ул. Горького, 84, 86 (Ансамбля купеческих зданий) в исторической застройке г. Ижевска" (2005 г.), и рабочим проектом "Реставрация здания по ул. Горького, 84, 86 (Ансамбля купеческих зданий) в исторической застройке г. Ижевска" (2006 г.). Кроме того, в 2013 году общество "Торговая фирма "ГАЛ" предложило выполнить вторую очередь реконструкции здания - расширить здание кафе по адресу: ул. Горького, 84 за счет дополнительного двухэтажного пристроя со стороны двора, возведение которого общество "Торговая фирма "ГАЛ" намерено было произвести взамен строений по адресу: ул. Горького, 86, литеры Б, Н и Н1, согласно эскизному проекту, выполненному обществом "Архитектоника" (2013 г.).
Актом государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2014 дано положительное заключение с указанием, что строения по ул. Горького, 86, литеры Б, Н и Н1, постройки 1970-х годов, не представляют культурной ценности.
Общество "Торговая фирма "ГАЛ" обратилось в Министерство с заявлением от 26.02.2015 в„– 12 о рассмотрении и согласовании эскизного проекта, с приложением Акта государственной историко-культурной экспертизы документации от 30.12.2014 "Обеспечение сохранности объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX в.", расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88, и его историко-градостроительной среды (Градостроительное обоснование реконструкции объекта в границах охраны города)" в составе эскизного проекта.
Министерство письмом от 23.03.2015 в„– 04/02-14/930 отказало в согласовании эскизного проекта по основанию его несоответствия требованиям Закона об объектах культурного наследия и подпунктов "в", "р" и "у" пункта 16 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 в„– 569, в частности, указав, что заявителем не учтены требования режима содержания групповой охранной зоны в„– 1 "Предзаводская площадь. Плотина и главный корпус оружейного завода" проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Ижевска, запрещающего в пределах охранной зоны строительство новых зданий и сооружений (за исключением подземных инженерных сетей).
Общество "Торговая фирма "ГАЛ", не согласившись с отказом Министерства в согласовании эскизного проекта, считая его не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования общества "Торговая фирма "ГАЛ", суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, как указали суды, при рассмотрении дела о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо установить наличие у данного органа полномочий на принятие решения, а также соответствие оспариваемого решения требованиям законодательства и соблюдение его принятием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.12.2014 в„– 520 "О Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики" на момент принятия оспариваемого решения об отказе в согласовании Министерство являлось исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Удмуртской Республики, в связи с чем суды верно указали, что Министерство является компетентным органом в принятии оспариваемого отказа.
Из материалов дела усматривается, что определением от 23.12.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство, созданное на основании Указа Главы Удмуртской Республики от 25.09.2015 в„– 188. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.02.2016 в„– 74 утверждено Положение об Агентстве, которому переданы функции Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе переданы полномочия в соответствии Законом об объектах культурного наследия. Агентство включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 16.03.2016, правопреемником Министерства оно не является.
Между тем довод Агентства о том, что оно не привлекалось к участию в деле и обжалуемыми судебными актами затрагиваются его права и обязанности отклоняется, поскольку суды признали незаконным оспариваемое решение Министерства, а также обязали его согласовать эскизный проект, при этом каких-либо обязанностей на Агентство обжалуемые судебные акты не возлагают, решений, действий (бездействий) Агентства незаконными не признают. Кроме того, на момент принятия решения суда первой инстанции, Агентство не было зарегистрировано в ЕГРЮЛ, в суде апелляционной инстанции рассматривалась апелляционная жалоба Министерства, со стороны Агентства апелляционная жалоба не поступала, с заявлением о процессуальном правопреемстве оно не обращалось.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Закона об объектах культурного наследия, в соответствии со ст. 33 которого объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 34 Закона об объектах культурного наследия в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия, в которых вводятся особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
На основании ст. 34 Закона об объектах культурного наследия охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В ч. 3 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия указано, что границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Министерство, отказывая в согласовании эскизного проекта, указало на Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Ижевска, разработанный Ленгипрогором в 1987 г., утвержденный постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 16.03.1992 в„– 100/3 (далее - постановление в„– 100/3), в котором установлен режим содержания: строительство новых зданий и сооружений в пределах охранной зоны запрещается (за исключением подземных инженерных сетей), а также на нахождение памятника градостроительства и архитектуры "Ансамбль" в групповой охранной зоне в„– 1 "Предзаводская площадь. Плотина и главный корпус оружейного завода".
При этом, ссылки Министерства на то, что постановление в„– 100/3 с приложениями не было официально опубликовано, а также ссылки на письмо Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 04.04.2015 в„– 01-07/5897, в котором указано на его секретность, обоснованно не приняты судами, поскольку в силу ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 в„– 5485-1 "О государственной тайне" данная информация не входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну, и не содержит гриф секретности.
Судами первой и апелляционной инстанций также сделан верный вывод о том, что сведениями из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 18:26:010636:125, на котором расположен памятник истории и культуры "Ансамбль", не подтверждается установление специального режима охранной зоны объекта культурного наследия, кроме того, указанный земельный участок не входит в зону с особыми условиями использования территорий (зону охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения. Ограничений прав на землю в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации также не установлено. Кроме того, не представлено доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне охраны объекта культурного наследия - памятника истории и культуры "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX века", расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Горького 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88, а также сведений о территории данного объекта культурного наследия.
Из материалов дела также усматривается, что для обеспечения сохранности объекта культурного наследия обществом "Торговая фирма "ГАЛ" осуществлена разработка эскизного проекта и проведена государственная историко-культурная экспертиза документации "Обеспечение сохранности объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX века", расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. М. Горького, 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88, и его историко-градостроительной среды (Градостроительное обоснование реконструкции объекта в границах охраны города)" в составе эскизного проекта, по итогам которой вынесен акт государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2014.
В соответствии со ст. 30 Закона об объектах культурного наследия проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия является объектом историко-культурной экспертизы.
Согласно ст. 32 Закона об объектах культурного наследия заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оценив Акт государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2014 с положительным заключением о том, что мероприятия, предусмотренные документацией "Обеспечение сохранности объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения "Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина XIX в.", расположенного по адресу - г. Ижевск, ул. Горького, 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88, и его историко-градостроительной среды. (Градостроительное обоснование реконструкции объекта в границах зон охраны города.)" в составе эскизного проекта, возможны и достаточны для сохранения объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения "Ансамбль", расположенного по адресу - г. Ижевск, ул. Горького, 70, 72, 72а, 74, 76, 78, 78а, 80, 84, 86, 88, и его историко-градостроительной среды при строительстве кафе по улице Горького, 86, в г. Ижевске, а также, учитывая, что Министерство ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявляло, указанный Акт государственной историко-культурной экспертизы не оспорило, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заинтересованное лицо обязано было рассмотреть представленные документы по существу в соответствии со ст. 31 Закона об объектах культурного наследия и дать соответствующее заключение в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемым к сохранности объектов культурного наследия.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе эскизный проект 2013 г., Акт государственной историко-культурной экспертизы от 30.12.2014, заявление общества "Торговая фирма "ГАЛ" от 26.02.2015 в„– 12, письмо Министерства от 23.03.2015 в„– 04/02-14/930, учитывая, что оспариваемый отказ Министерства в согласовании эскизного проекта не мотивирован и не основан на оценке представленных в соответствии с требованиями Закона об объектах культурного наследия документов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение Министерства об отказе в согласовании эскизного проекта не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества "Торговая фирма "ГАЛ".
Принимая во внимание вышеизложенное, суды правомерно удовлетворили требования общества "Торговая фирма "ГАЛ".
Доводы заявителя кассационной жалобы с учетом вышеизложенного основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2016 по делу в„– А71-7088/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------