По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-7964/16 по делу N А50-22877/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, не представлены необходимые документы, спорный участок образован из участка, находящегося в федеральной собственности, его границы пересекают границы другого участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок входит в состав земель лесного фонда, согласно публичной кадастровой карте сведения о его границах отсутствуют; зарегистрированное право на недвижимое имущество не может быть оспорено путем заявления требований по правилам главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. в„– Ф09-7964/16
Дело в„– А50-22877/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2016 по делу в„– А50-22877/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента земельных отношений администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) поступили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия. Заявленные ходатайства рассмотрены судом кассационной инстанции и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент земельных отношений обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) от 25.06.2015 в„– 001/201/2015-6027 в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Пермь на земельный участок с кадастровым номером 59:32:5222201:93 площадью 504 937 кв. м, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием: для строительства завода по переработке твердых бытовых промышленных отходов, расположенного по адресу: г. Пермь, Пермский р-н, Комарихинский лесхоз, Троицкое лесничество; возложении на управление Росреестра обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности муниципального образования город Пермь на указанный земельный участок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Фроловского сельского поселения, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, муниципальное казенное учреждение "Управление благоустройством Пермского района", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества), кадастровая палата.
Решением суда от 16.02.2016 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 (судьи Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент земельных отношений просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что кадастровой палатой по его заявлению произведен государственный учет изменений земельного участка с кадастровым номером 59:32:522201:93. При этом предусмотренное ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ) согласование границ данного земельного участка с землепользователями смежных земельных участков не потребовалось. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, с учетом положений п. 3 ст. 20, ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ, свидетельствует о признании его лицом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком. Кроме того, департамент земельных отношений считает ошибочным вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:522201:93 образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45, который находится в собственности Российской Федерации, так как спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта на основании постановления администрации Пермского района Пермской области от 02.04.1993 в„– 226, которое в настоящее время является действующим. Таким образом, заявитель полагает, что у управления Росреестра отсутствовали предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ) основания для отказа в государственной регистрации права на спорный земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в своем отзыве на кассационную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 13.05.2015 представитель администрации города Перми, выступающий от имени муниципального образования "Город Пермь", обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:522201:93.
Государственная регистрация права была приостановлена 26.05.2015 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона в„– 122-ФЗ.
Управление Росреестра 25.06.2015 направило заявителю сообщение в„– 001/201/2015-6027 об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права, одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка.
Управлением Росреестра указано также на то, что ранее в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Пермь" на указанный земельный участок было отказано, в том числе, по причине наличия ответа управления Росимущества о том, что названный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45, который находится в собственности Российской Федерации.
С целью установления того, относится ли земельный участок к лесному участку, был направлен запрос в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, которое информировало об отсутствии такой информации.
Согласно информации, представленной кадастровой палатой граница спорного земельного участка пересекает границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:5222201:50, 59:32:5222201:51, входящих в единое землепользование 59:32:0000000:45, при этом границ земельного участка 59:32:0000000:45 не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Полагая, что указанный отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушает права и законные интересы муниципального образования, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона в„– 122-ФЗ государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (п. 1 ст. 12 Федерального закона в„– 122-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона в„– 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с указанным Законом.
В силу положений ч. 1 ст. 20 Федерального закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего названного Закона.
Судами установлено, что в ЕГРП отсутствует актуальная информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 59:32:5222201:93 общей площадью 504 937 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский р-н, Комарихинский лесхоз, Троицкое лесничество.
Обращаясь в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок заявителем представлено постановление администрации Пермского района Пермской области от 02.04.1993 в„– 226 "О предоставлении земельных участков Управлению благоустройства города Перми под строительство завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов", в пункте 1 которого указано на изъятие у Лядовского лесничества 121 квартала Комарихинского лесхоза с его согласия 57,4 га леса II группы и передаче их в постоянное пользование Управлению благоустройства города Перми под строительство завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, кроме переработки промышленных отходов завода им. Орджоникидзе; постановление администрации города Перми от 06.10.2004 в„– 3023 "О представлении интересов муниципального образования "Город Пермь" в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости и сделок с ней"; постановление администрации города Перми от 18.03.2004 в„– 671 "О передаче муниципальным управлением внешнего благоустройства администрации города не завершенного строительством завода по переработке твердых бытовых отходов МУ "ПГИК"; письмо Департамента земельных отношений администрации города Перми от 29.04.2015 в„– СЭД-19-33-925 "О предоставлении информации".
Из содержания ответа от 29.05.2015 в„– 01-07/0935 кадастровой палаты на запрос управления Росреестра следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости граница земельного участка с кадастровым номером 59:32:5222201:93 пересекает границы земельных участков с кадастровым номерами 59:32:5222201:50, 59:32:5222201:51, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:45; информация о пересечении границ указанных выше земельных участков содержится в кадастровом паспорте земельного участка 59:32:5222201:93.
Кроме того, согласно данным письма управления Росимущества от 06.02.2014 в„– 02-08-951, направленного в регистрирующий орган в ответ на запрос государственного регистратора в рамках рассмотрения ранее представленных в регистрирующий орган документов, спорный участок является объектом федеральной собственности, поскольку входит в состав земель лесного фонда, которые в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к федеральной собственности.
По информации управления Росимущества спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45, право федеральной собственности на который зарегистрировано в ЕГРП.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:45, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45 данный участок относится к землям лесного фонда, разрешенное использование: использование лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, общая площадь 95 035 440 кв. м, описание местоположения: Пермский край, Пермский муниципальный р-н, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (Лядовское), кварталы 14 - 21, 26 - 35, 42 - 49, 60, 67 - 70, 76, 77, 81, 90, 97 - 100, 107 - 128, Лядовское участковое лесничеств (Троицкое), кварталы 152, 161; Пермский муниципальный р-н, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское), кварталы 9 - 32, 35 - 36, 38 - 43.
В результате сопоставления сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 59:32:5222201:93 и 59:32:0000000:45 государственный регистратор пришел к выводу о том, что спорный земельный участок входит в состав единого землепользования 59:32:0000000:45.
В целях уточнения местоположения земельного участка и отнесения его к лесным участкам 25.05.2015 государственным регистратором был направлен запрос в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. В ответе на данный запрос от 10.06.2015 в„– СЭД-30-01-24-368 указано на то, что согласно публичной кадастровой карте сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:5222201:93 отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа законных оснований для отказа департаменту земельных отношений в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:5222201:93 на основании положений п. 1 ст. 20 Федерального закона в„– 122-ФЗ, в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Кроме того, суд апелляционной инстанции с учетом положений ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указал на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права. При этом суд апелляционной инстанции верно указал на то, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не может быть оспорено путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что из материалов настоящего дела следует наличие спора о праве ввиду правопритязаний управления Росимущества на спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных департаментом земельных отношений требований.
Ссылка, изложенная заявителем в кассационной жалобе, на то, что кадастровой палатой по его заявлению произведен государственный учет изменений земельного участка с кадастровым номером 59:32:522201:93, подлежит отклонению. Данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о праве заявителя на спорный земельный участок, а также о наличии оснований для признания оспариваемого отказа управления Росреестра незаконным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2016 по делу в„– А50-22877/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
------------------------------------------------------------------