По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-7576/16 по делу N А07-24711/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность.
Обстоятельства: Отказ в предоставлении участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости мотивирован резервированием участка для муниципальных нужд.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку резервирование спорного участка для муниципальных нужд на основании решения органа местного самоуправления подтверждено, при этом отсутствие государственной регистрации обременения участка не свидетельствует об отсутствии резервирования участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. в„– Ф09-7576/16
Дело в„– А07-24711/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Платоновой Е.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А07-24711/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - общество "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в предоставлении обществу "Прогресс" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:368, площадью 23 680 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Кустарево, д. 106 в собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее вместе - третьи лица).
Решением суда от 01.03.2016 (судья Кузнецов Д.П.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в собственность обществу "Прогресс" земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:368, площадью 23 680 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Кустарево, д. 106, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в„– 17 941 от 27.07.2015. Обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в адрес общества "Прогресс" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:368 общей площадью 23 680 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Кустарево, д. 106.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Прогресс" просит указанный судебный акты отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы полагает ошибочным вывод суда о наличии ограничений прав на спорный земельный участок, предусмотренных ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в государственном кадастре недвижимости со ссылкой на кадастровый паспорт от 09.09.2016. Поскольку из содержания данного паспорта следует, что ограничения были установлены на основании ст. 58 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 в„– 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", которое судом не было исследовано. Кроме того ссылка суда на установление санитарно-защитных зон в границах спорного участка не основана на законе, поскольку на нем отсутствуют воздушные линии электропередачи напряжением 330 кВт и выше переменного тока промышленной частоты. Общество "Прогресс" также не согласно выводом суда о том, что отсутствие государственной регистрации обременения спорного земельного участка в виде его резервирования не свидетельствует об отсутствии резервирования земельного участка. Считает, что сам факт официального опубликования решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" является самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременений и не подтверждает наличия обременений в отношении земельного участка, при отсутствии их регистрации. Ссылаясь на положения ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3.1, 4.1 Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), п. 3.2.1, 6 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 в„– 150, общество указало, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если установления красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о планируемом размещении на спорном земельном участке объектов местного значения городского округа или муниципального района, либо объектов регионального или федерального значения, планируемых к строительству.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что обществу "Прогресс" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: здание насосной станции (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000999); контрольно-пропускной пункт (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000998); трансформаторная подстанция (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000997); административно-производственное здание (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000988); гараж (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000989); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000990); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000991); производственный цех (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000992); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000993); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000994); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000995); склад (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2014 в„– 04 АЕ 000996).
Для эксплуатации вышеназванных производственно-складских помещений был сформирован и 30.09.1992 поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:368, расположенный по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Кустарево, д. 106.
На основании договора аренды земельного участка от 22.09.2010 в„– М108-10 и дополнительных соглашений к нему, указанный земельный участок предоставлен в аренду обществу "Прогресс".
Заявлением от 29.06.2015 общество "Прогресс" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:368, расположенного по адресу: г. Уфа, Демский район, ул. Кустарево, д. 106, площадью 23 680 кв. м.
Письмом от 27.07.2015 в„– 17941 Администрацией в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа отказано обществу "Прогресс" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:368 в собственность, в связи с тем, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании Решения о резервировании от 28.01.2015 в„– 41/6.
Ссылаясь на наличие права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решения об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка собственнику расположенных на нем строений, ввиду отсутствия доказательств, с достоверностью подтверждающих факт резервирования земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со ст. 56.1 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд указал на отсутствие сведений об осуществлении государственной регистрации красных линий в соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка от 09.09.2015 сведений о резервировании.
Отменяя решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 02.07.2015, суд апелляционной инстанции применил нормы Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункты 7 названной нормы).
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно ч. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей.
В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 61 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции установил, что Решением совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" были зарезервированы сроком до 01.01.2019 земельные участки, в числе которых также значится земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:368 (проект планировки и проект межевания территории расположенной между населенными пунктами Ветошниково и Романовка в Ленинском и Демском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 07.10.2010 в„– 5871), которое было опубликовано; сведения о наличии ограничений прав на земельный участок, предусмотренных ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации имеются в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается содержанием кадастрового паспорта спорного земельного участка от 09.09.2015.
Суд также отметил, что сведения о резервировании земельного участка приведены и в сообщении Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.01.2016.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок являлся зарезервированным на дату отказа в предоставлении его в собственность, в связи с чем у Администрации имелись основания для применения положений подп. 13 п. 5 ст. 27 и п. 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, признав вывод суда первой инстанции об обратном, сделанным в отсутствие предусмотренных законом оснований и противоречащим содержанию вышеназванного решения Совета городского округа город Уфа Республика Башкортостан.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие государственной регистрации обременения на спорный участок в виде его резервирования на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в„– 41/6 от 28.01.2015, сам по себе не свидетельствует об отсутствии резервирования земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561 государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании положений указанных норм суд исходил из того, что в данном случае государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, не является самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременений и подтверждает наличие обременения в отношении земельного участка исключительно перед третьими лицами.
На основании вышеизложенного, учитывая, что факт официального опубликования решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 подтверждается материалами дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии препятствий к приватизации земельного участка ввиду его резервирования, отменив решение суда первой инстанции и отказав в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. Нормы материального права, с учетом установленных апелляционным судом обстоятельств, применены правильно.
Доводы общества "Прогресс" о том, что решение уполномоченного органа о резервировании земель для муниципальных нужд не влечет соответствующих правовых последствий, поскольку государственная регистрация ограничения в виде резервирования земель для государственных и муниципальных нужд не произведена, основаны на неверном толковании норм материального права и отклоняются судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А07-24711/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------