Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 N Ф09-7998/16 по делу N А60-60016/2015
Требование: О взыскании за счет казны субъекта РФ убытков в виде расходов на предоставление жилья.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что во исполнение судебного акта он предоставил жилое помещение инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире.
Решение: Требование удовлетворено, так как обеспечение жильем указанной категории граждан, вставших на учет после установленной законом даты, относится к расходным обязательствам субъекта РФ, в спорный период субъекту РФ были выделены из федерального бюджета финансовые средства на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, за выделением дополнительных средств субъект РФ не обращался.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. в„– Ф09-7998/16

Дело в„– А60-60016/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 по делу в„– А60-60016/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству о взыскании убытков в сумме 1 257 000 руб. в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Белякову Олегу Евгеньевичу (далее - Беляков О.Е.), являющемуся инвалидом.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Свердловской области (далее - Управление Федерального казначейства).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 (судья Малов А.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. Со Свердловской области в лице Министерства за счет средств казны Свердловской области в пользу Управления взысканы денежные средства в размере 1 257 000 руб. в возмещение расходов, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья инвалиду.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в. пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона в„– 184-ФЗ не установлено расходное обязательство субъекта Российской Федерации по финансированию обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявитель, ссылаясь на нормы ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), считает, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов переданы на уровень субъектов Российской Федерации в отношении граждан указанной категории, вставших на учет до 1 января 2005 года, при этом средства на реализацию полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в отношении лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года не предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, в связи с чем являются расходным обязательством Российской Федерации. Кроме того, по мнению Министерства, бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств исключительно субъекта Российской Федерации. Заявитель также указывает, что понятия инвалид и лицо, страдающее тяжелыми формами хронических заболеваний, не являются тождественными, поэтому обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний должно осуществляться в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в соответствии с нормами Закона о социальной защите инвалидов. Министерство полагает, что в Свердловской области органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, однако они, руководствуясь судебными решениями и не обжалуя их в вышестоящих инстанциях, самостоятельно обеспечивают указанную категорию граждан жилыми помещениями из муниципального жилого фонда.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Талицкого районного суда Свердловской области от 25.10.2012 по делу в„– 2-727/2012 гражданин Беляков О.Е. признан нуждающимся в предоставлении дополнительной жилой площади по состоянию здоровья согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", в связи с чем на Управление возложена обязанность по предоставлению Белякову О.Е. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Между Управлением и Шинкаренко Владимиром Адольфовичем во исполнение решения Талицкого районного суда от 25.10.2012 заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения на территории г. Талица Свердловской области от 05.10.2014 в„– 0162300010314000063-02, по условиям которого в муниципальную собственность передано жилое помещение общей площадью 52,20 кв. м по адресу: <...>.
Согласно п. 2.1 муниципального контракта цена указанной квартиры составляет 1 257 000 руб.
Распоряжением Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа от 05.11.2014 в„– 295 жилое помещение зачислено в муниципальную казну Талицкого городского округа.
Распоряжением Управления от 22.07.2015 в„– 194 гражданину Белякову О.Е. на условиях социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение на территории г. Талица, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.
На основании договора социального найма жилого помещения от 23.07.2015 Белякову О.Е. в бессрочное владение и пользование предоставлена квартира, находящаяся в муниципальной собственности по адресу: <...>.
Управление, ссылаясь на отсутствие возмещения расходов, связанных с предоставлением жилого помещения, из соответствующего бюджета, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Закона в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, в силу ст. 12, ст. 130 (часть 1) и ст. 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями ст. 14, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), а также положениями ст. 14, ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 *** ст. 60 и ст. 61 Закона в„– 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 в„– 309-ЭС15-11320.
Судами также установлено, что Беляков О.Е. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставлен на учет после 01.01.2005, в связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что обеспечение жилым помещением Белякова О.Е. подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в 2013 году из федерального бюджета в бюджет Свердловской области поступили денежные средства в качестве субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом о социальной защите инвалидов в размере 121 779 000 руб., что подтверждается отчетом Управления Федерального казначейства об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, при этом как на начало, так и на конец отчетного периода в бюджете Свердловской области по указанному трансферту имелся неиспользованный остаток денежных средств.
Между тем материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об обращении субъекта Российской Федерации (Свердловская область) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за выделением дополнительных денежных средств, при наличии недостаточности в бюджете Свердловской области финансовых средств для исполнения субъектом возложенных на него обязанностей.
На основании изложенного, учитывая, что Российская Федерация, исполняя принятые на себя обязательства, в спорный период выделила финансовые средства субъекту - Свердловской области на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, а Управление, выполнив обязанность по предоставлению жилого помещения Белякову О.Е., не получило от субъекта Российской Федерации - Свердловской области компенсации стоимости квартиры, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании за счет средств казны Свердловской области в пользу Управления денежных средств в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения инвалиду.
С учетом этих обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 по делу в„– А60-60016/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------