По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 N Ф09-7867/16 по делу N А47-9749/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Начислены земельный налог, пени и штраф ввиду занижения налога в результате применения неверной кадастровой стоимости земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в спорном периоде подлежал применению нормативный акт, утверждающий результаты кадастровой оценки, изменяющий его нормативный акт не содержит указания на обратную силу акта, он указывает на дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки, а не момент начала применения новой кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. в„– Ф09-7867/16
Дело в„– А47-9749/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Озон" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу в„– А47-9749/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Башарина Ю.В. (доверенность от 12.05.2016 в„– 03-19/06219);
общества - Кузаев А.И. (доверенность от 09.06.2016 в„– 534).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 17.06.2015 в„– 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2016 (судья Третьяков Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменение.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 в„– 32-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 в„– 1122-п" (далее - постановление в„– 32-п) улучшает положение налогоплательщика и имеет обратную силу.
Кроме того, общество обращает внимание на то, что государственный кадастр недвижимости, содержащий сведения о кадастровой стоимости земельных участков, является единственным надлежащим источником информации, необходимой налогоплательщикам (организациям) для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу.
Общество полагает, что судебные акты вынесены без учета позиции Правительства Оренбургской области, выраженной в официальном письме от 09.06.2016 в„– КК-12-15/1518 о причинах принятия постановления в„– 32-п, информации из государственного кадастра недвижимости, предоставленной в виде кадастровой справки, о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:231101:1 на 01.01.2014.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества пояснил, что Правительством Оренбургской области принято постановление от 20.06.2016 в„– 427-п "О внесении изменения в некоторые постановления Правительства Оренбургской области", которым в частности п. 2 постановления в„– 32-п изложен в следующей редакции: "Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Настоящее постановление в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождает правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков и улучшает их положение, действует с 1 января 2014 года".
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:21:2311001:1 площадью 40 000 кв. м, расположенный: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Степановский.
Обществом в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой кадастровая стоимость названного земельного участка указана в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2013 по делу в„– А47-8374/2013 в размере 19 950 000 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, в ходе которой установлено, что обществом занижен земельный налог за 2014 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
По факту выявленного нарушения инспекцией 30.04.2015 составлен акт камеральной налоговой проверки в„– 9521, вынесено решение от 17.06.2015 в„– 09-08/7250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2014 год в размере 361 866 руб. и начислены пени в сумме 7 312 руб. 33 коп., а также штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 9 848 руб. 25 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 23.08.2015 в„– 16-15/09751 решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что названное решение инспекции незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что постановление в„– 32-п обратной силы не имеет и не подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу на 2014 год, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316 (далее - Правила в„– 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
В соответствии с п. 10. Правил в„– 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании п. 9, 10 Правил в„– 316 результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу п. 2, 5 постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 в„– 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление в„– 1122-п) данное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 в„– 165-О-О и в Постановлении от 02.07.2013 в„– 17-П указал, что конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, названной статьи НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, как верно указано судами, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также с учетом положений п. 1 ст. 393 НК РФ, опубликованное 27.12.2012 постановление в„– 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ распространяется только на акты улучшающие положение налогоплательщика.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением в„– 1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего обществу, составила соответственно 309 558 800 руб.
Постановление в„– 32-п изменяет утвержденные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В связи с этим судами верно определено, что постановление в„– 32-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта.
Указание в изменяющих постановление в„– 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 не влияет на порядок определения момента вступления постановления в„– 1122-п в силу для целей налогообложения. Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Следовательно, судами верно указано, что в спорном периоде (январь 2014 года) для целей налогообложения подлежало применению постановление в„– 1122-п.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к верному выводу об обоснованном доначислении обществу земельного налога в сумме 361 866 руб.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судебные акты вынесены без учета постановления Правительства Оренбургской области от 20.06.2016 в„– 427-п, которым внесены изменения в постановление в„– 32-п и постановление в„– 1122-п о распространении названных постановлений на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков и улучшает их положение, действует с 01.01.2014 года, судом кассационной инстанции не принимается.
Решение и постановление апелляционного суда по настоящему делу вынесены 25.01.2016 и 19.04.2016 соответственно. Постановление Правительства Оренбургской области от в„– 427-п принято 20.06.2016. Судебные акты основаны на законодательстве, действующем на момент их вынесения. Нормы материального права применены судами правильно.
Следовательно, отсутствуют основания для отмены судебных актов в порядке кассационного производства, в отличие от оснований для отмены судебных актов, установленных в главе 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с этим подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу в„– А47-9749/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Озон".
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
------------------------------------------------------------------