По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 N Ф09-7789/16 по делу N А07-26334/2015
Требование: О взыскании с предпринимателя субсидий, выплаченных на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства.
Обстоятельства: Орган государственной власти субъекта РФ ссылался на одновременное получение предпринимателем субсидий и беспроцентного целевого займа на организацию сельскохозяйственных работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не представлено доказательств нарушения предпринимателем порядка представления сведений или представления недостоверных сведений для получения субсидий, доказательств предъявления к компенсации затрат, произведенных за счет целевого займа, доказательств использования бюджетных средств не по целевому назначению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. в„– Ф09-7789/16
Дело в„– А07-26334/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Поротниковой Е.А., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2016 по делу в„– А07-26334/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Утяшевой Гульнаре Ринатовне (далее - Глава КФХ Утяшева Г.Р.) о взыскании в бюджет Республики Башкортостан субсидий в размере 101 170 руб., в том числе выплаченных на приобретение минеральных удобрений в размере 41 200 руб. (21 939 руб. в федеральный бюджет и 19 261 руб. в бюджет Республики Башкортостан) и на поддержку элитного семеноводства в размере 59 970 руб. (37 000 руб. в федеральный бюджет и 22 970 руб. в бюджет Республики Башкортостан).
Согласно определению суда от 13.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением суда от 28.01.2016 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении исковых требований отказано.Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 (судьи Ершова С.Д., Карпусенко С.А., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению Министерства, судами необоснованно не принят во внимание тот факт, что Главой КФХ Утяшевой Г.Р. на полученный целевой заем дополнительно получена субсидия на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства. Таким образом, Глава КФХ Утяшева Г.Р. не понесла затрат (собственных средств) на приобретенные минеральные удобрения и поддержку элитного семеноводства в 2012 году, следовательно, субсидии получены ей незаконно.
Согласно позиции Министерства, имеет место нецелевое использование Главой КФХ Утяшевой Г.Р. бюджетных средств, предоставленных Министерством, что является основанием для возврата предоставленной субсидии в областной бюджет в полном объеме.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 в„– 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 в„– 101 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" и Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений под посев озимых культур" и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.01.2011 в„– 8 "Об утверждении Порядка представления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку элитного семеноводства" в Республике Башкортостан оказывалась государственная поддержка в области растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые зарегистрированы и имели посевные площади на территории Республики Башкортостан, в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур и на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
Глава КФХ Утяшева Г.Р. 26.06.2012 и 29.06.2012 обратилась в Министерство за получением субсидий на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства, предоставив необходимые документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, в том числе приказами Министерства от 15.05.2012 в„– 111 "О реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года в„– 99 и Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года в„– 101".
После проверки правильности расчета размера субсидий и соответствия приложенных документов установленным перечню и требованиям, Министерство перечислило Главе КФХ Утяшевой Г.Р. субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в сумме 41 200 руб. и на поддержку элитного семеноводства в сумме 59 970 руб.
В соответствии с Планом работы Министерства финансов Республики Башкортостан по осуществлению финансового контроля на 1 полугодие 2014 года, проведена ревизия соблюдения законности, адресности, целевого характера, эффективности и результативности использования бюджетных средств и государственного имущества Министерством за период с 05.07.2011 по 21.04.2014, в результате которого установлены финансовые нарушения в использовании средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 10 995 500 руб. и федерального бюджета в сумме 7 489 500 руб., всего 18 485 000 руб., что отражено в представлении от 19.08.2014 в„– 02-13-570.
Как установлено документарной проверкой, проведенной Министерством финансов Республики Башкортостан, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 в„– 381-р за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для предоставления иных межбюджетных трансфертов администрациям муниципальных районов на организацию проведения весенне-полевых работ, подготовки семян, сортоиспытаний, размножения новых сортов сельскохозяйственных культур Министерству выделено 106 000 000 руб., в том числе 10 000 000 руб. Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан.
Министерством и Администрацией муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 в„– 381-р подписано соглашение в„– 110 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан в размере 10 000 000 руб. на организацию проведения весенне-полевых работ. Министерство перечислило на счет Администрации муниципального района Зилаирский район 10 000 000 руб.
Советом муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан от 11.04.2012 в„– 330 принято решение "О выделении денежных средств Муниципальному унитарному предприятию "Ямансаз" (далее - МУП "Ямансаз").
Согласно данному решению, выделенные из бюджета Республики Башкортостан средства в сумме 10 000 000 руб. перечислены на увеличение уставного фонда МУП "Ямансаз" для последующей выдачи целевого займа сельхозтоваропроизводителям района на организацию проведения весенне-полевых работ.
МУП "Ямансаз" в соответствии с утвержденным Советом муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Порядком осуществлял предоставление целевых займов сельхозтоваропроизводителям, в том числе согласно платежным поручениям от 12.05.2012 в„– 15 и от 26.04.2012 в„– 6 выдал Главе КФХ Утяшевой Г.Р. беспроцентные целевые займы на организацию проведения весенне-полевых работ в сумме 478 000 руб.
По результатам проверки Министерством финансов Республики Башкортостан в адрес Министерства вынесено представление от 19.08.2014 в„– 02-13-570 о принятии мер по возврату в бюджет Республики Башкортостан субсидий, полученных в 2012 году на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства в федеральный бюджет и бюджет Республики Башкортостан, в том числе ответчиком в размере 101 170 руб.
Министерством 31.08.2015 направлено письменное уведомление ответчику в„– НК-11-4206 о необходимости возврата суммы субсидий, полученной на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства
Денежные средства Главой КФХ Утяшевой Г.Р. возвращены не были. Ссылаясь на одновременное получение Главой КФХ Утяшевой Г.Р. субсидии и беспроцентного целевого займа, выразившееся в том, что на полученный целевой заем ею дополнительно получена субсидия на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и на поддержку элитного семеноводства, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами приняты указанные выше судебные акты.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Следовательно, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Целевое назначение субсидий, выделяемых из краевого бюджета, устанавливается нормативно-правовым актом субъекта, соглашением, заключенным с главным распорядителем средств краевого бюджета.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям должны определять, в том числе: цели, условия предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 15 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан сельскохозяйственным товаропроизводителям, на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений под посев озимых культур за счет предусмотренных на эти цели средств бюджета Республики Башкортостан, возврат субсидии предусмотрен в случаях нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий, установленных при ее предоставлении, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, и осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств сельскохозяйственному товаропроизводителю направляется соответствующее письменное уведомление.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе сельскохозяйственного товаропроизводителя от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке. Аналогичный порядок установлен в п. 18 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку элитного семеноводства.
Судами установлено, что Глава КФХ Утяшева Г.Р. является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Доказательств нарушения получателем субсидии порядка представления сведений для получения субсидии в материалах дела не имеется, равно как Министерством не представлено доказательств того, что Глава КФХ Утяшева Г.Р., обращаясь за получением субсидий, предоставила недостоверные сведения либо предъявила к компенсации затраты, произведенные за счет средств целевых займов, полученных от МУП "Ямансаз".
Доказательств использования бюджетных средств не по целевому назначению в материалах дела не имеется, фактов нецелевого использования субсидий со стороны Главы КФХ Утяшевой Г.Р. не установлено.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2016 по делу в„– А07-26334/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
------------------------------------------------------------------