По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016 N Ф09-7736/16 по делу N А07-22162/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Организации, управляющей многоквартирным домом, предписано при начислении платы за горячее и холодное водоснабжение на общедомовые нужды применять площадь мест общего пользования, указанную в техническом паспорте, произвести корректировку платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку включение площади подвального помещения в площадь общего имущества дома в целях определения размера платы за указанные услуги является незаконным, документы, подтверждающие обоснованность применения данной площади, не представлены, доказательств оборудования подсобных помещений подвала системами горячего и холодного водоснабжения не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. в„– Ф09-7736/16
Дело в„– А07-22162/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (ИНН: 0268047852, ОГРН: 1080268001208) (далее - управляющая компания) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А07-22162/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители управляющей компании - Любишева О.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 10), Баринов И.Ю., директор (приказ от 21.12.2015 в„– 275-к).
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании незаконным предписания от 17.08.2015 в„– ЮО-15-043-172.
Решением суда от 01.02.2016 (судья Чернышева С.Л.) требования удовлетворены, предписание от 17.08.2015 в„– ЮО-15-043-172 признано незаконным. Также судом взыскано с комитета в пользу управляющей компании 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управляющая компания просит отменить постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права, выразившегося в применении закона, не подлежащего применению, и неправильном истолковании закона, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно позиции управляющей компании, предписание комитета не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю. Из предписания не ясно какую площадь мест общего пользования необходимо привести в соответствие с техническим паспортом многоквартирного дома, и на каком основании управляющая компания должна произвести корректировку платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению.
Управляющая компания указывает на правомерность включения площади подвальных помещений как общего имущества многоквартирного дома, для начисления общедомовых нужд по холодному и горячему водоснабжению, учитывая при этом, что в подвале многоквартирного дома имеются инженерные коммуникации для обслуживания всего многоквартирного дома, ячейки, используемые собственниками многоквартирного дома.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управляющая компания зарегистрирована в качестве юридического лица 11.04.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080268001208 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда.
В связи с поступлением в комитет 25.06.2015 обращения жителя многоквартирного дома в„– 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак Республики Башкортостан по вопросам нарушения управляющей компанией прав потребителей при выставлении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, на основании распоряжения от 16.07.2015 в„– 6425 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 17.08.2015 в„– ЮО-15-6425-43.Как установлено проверкой, в нарушение ч 1, 2.3, 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 2 Приложения в„– 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) и Приложения в„– 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 26.01.2015 в„– 7 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 в„– 221 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливочный период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом", с августа 2014 года в платежных документах заявителем площадь мест общего пользования указывалась - 1401,7 кв. м, и документы, подтверждающие обоснование применения данной площади, не представлены.
При этом, согласно техническому паспорту от 2001 года на указанный многоквартирный дом, уборочная площадь мест общего пользования составляет 385,1 кв. м (уборочная площадь лестниц - 376 кв. м, уборочная площадь коридоров и мест общего пользования - 9,1 кв. м), и до августа 2014 года в платежных документах за коммунальные услуги указывалась площадь мест общего пользования - 397 кв. м, а также, согласно информации, размещенной на официальном сайте http//www.reformagkh.ru, общая площадь мест общего пользования этого дома составляет 406,1 кв. м.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 17.08.2015 в„– ЮО-15-043-172, которым предписано с 01.09.2015 при начислении платы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электроэнергии применять уборочную площадь общих коридоров и мест общего пользования в соответствии с техническим паспортом (произвести корректировку платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по холодном и горячему водоснабжению с августа 2014 года по всему многоквартирному дому, в соответствии с площадью, указанной в техническом паспорте дома).
Считая указанное предписание незаконным, управляющая компания обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое предписание не соответствующим действующему законодательству, придя к выводу об обоснованности указания в платежных документах площади мест общего пользования - 1401,7 кв. м.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
Из содержания ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как правомерно указано судами обеих инстанций предписание от 17.08.2015 в„– ЮО-15-043-172 выдано комитетом в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 в„– 616), по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Статьей 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу п. 2 Правил в„– 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Также Правилами в„– 354 определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.В силу пп. 4 п. 2 этих Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В Приложении в„– 2 к Правилам в„– 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с которым такая плата определяется с учетом, в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 раздела 111 Приложения в„– 2 к Правилам в„– 354, при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. Приложением в„– 2 к Постановлению в„– 221 (в редакции постановления от 26.01.2015 в„– 7) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом.
В соответствии с названным Приложением, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, учитываемого при определении размера платы, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 ЖК РФ).
Судами установлено, что управляющая компания, осуществляя функции по управлению многоквартирным домом в„– 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак, до августа 2014 года в платежных документах на оплату коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды учитывала площадь мест общего пользования в размере 397 кв. м, а с августа 2014 года - в размере 1401,7 кв. м.
Увеличение с августа 2014 года площади мест общего пользования для расчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведено в связи с включением в эту площадь площади подвала многоквартирного дома.
При этом, апелляционным судом установлено, что исходя из представленного в материалы дела паспорта указанного многоквартирного дома, уборочная площадь лестничных клеток дома составляет 376 кв. м, уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 9,1 кв. м, площадь подвала составляет 995,6 кв. м (в том числе подсобная - 573,4 кв. м, прочая - 148,6 кв. м). То есть, даже с учетом площади подвала многоквартирного дома общая площадь помещений общего пользования составит 1380,7 кв. м. Обоснования включения в состав общей площади мест общего пользования еще 21 кв. м (1401,7 кв. м - 1380,7 кв. м) заявителем не приведено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, учет этой площади при расчете платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведен управляющей компанией необоснованно.
Подвалы многоквартирного дома действительно отнесены к числу общего имущества такого дома. Из представленного в материалы дела паспорта многоквартирного дома следует, что часть подвала используется как подсобное помещение (разделена на хозяйственные сараи).
Между тем апелляционным судом верно отмечено, что согласно Правилам в„– 354 и Постановлению в„– 221, не все общее имущество многоквартирного дома учитывается при определении платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды (в указанных нормах приведен исчерпывающий перечень учитываемого при определении платы имущества), а из паспорта многоквартирного дома следует, что в качестве подсобных помещений используется лишь площадь подвального помещения в размере 573,4 кв. м (а не 995,6 кв. м, как указано заявителем).
Более того, доказательств оборудования этих подсобных помещений подвала системами горячего и холодного водоснабжения управляющей компанией не представлено и материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что включение в настоящем случае площади подвального помещения в общую площадь общего имущества многоквартирного дома, учитываемого в целях определения размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды, является незаконным. Документы, подтверждающие обоснование применения данной площади, не представлены.
Таким образом, оспоренное предписание комитета, обязывающее общество при исчислении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды руководствоваться содержащимися в паспорте дома данными об уборочных площадях общих коридоров и мест общего пользования, соответствует закону.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А07-22162/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением в„– 1206 от 06.06.2016.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА
------------------------------------------------------------------