Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2016 N Ф09-7537/16 по делу N А60-58184/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате перевозки льготных категорий граждан.
Обстоятельства: Заказчиком не возмещены убытки, понесенные перевозчиком при осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку понесенные расходы являются ущербом для перевозчика, доказательств их возмещения не представлено, убытки подлежат компенсации соответствующим публично-правовым образованием.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. в„– Ф09-7537/16

Дело в„– А60-58184/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице администрации города Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2016 по делу в„– А60-58184/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс" - Родионов И.В. (доверенность от 10.11.2015).
До начала судебного заседания от администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургской городской Думы поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Ходатайства судом рассмотрены в порядке, установленном ст. 159, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворены.

Общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс" (далее - общество "Екатеринбургавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) о взыскании убытков в размере 17 108 975 руб. 24 коп., причиненных истцу в результате перевозки льготных категорий граждан (по муниципальному регистру льготников за 2013 год в размере 3 826 092 руб. 66 коп.; по муниципальному регистру льготников за 2014 год в размере 4 514 570 руб. 64 коп.; по муниципальному регистру льготников за 9 месяцев 2015 года в размере 2 558 366 руб. 21 коп.; по региональному регистру льготников за 9 месяцев 2015 года в размере 4 118 459 руб. 17 коп.; по федеральному регистру льготников за 9 месяцев 2015 года в размере 2 091 486 руб. 56 коп.).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики, администрация города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту и организации дорожного движения, Екатеринбургская городская Дума, открытое акционерное общество "Информационная сеть", Департамент финансов администрации города Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2016 (судья Марьинских Г.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (судьи Васильева Е.В., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", установлено, что муниципальное образование возмещает затраты в отношении только двух категорий граждан, указанных в п. 43, 44 Приложения в„– 1 к решению Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15. Заявитель полагает, что добросовестно исполнял обязательства по компенсации затрат обществу "Екатеринбургавтотранс", ссылаясь на то, что нормативным актом установлены категории граждан, которым предоставлено право льготного проезда, соответственно, возможность взыскания убытков ограничена; общество "Екатеринбургавтотранс" было уведомлено о порядке компенсации убытков, возражений не заявляло, расчет субсидий, выплаченных по постановлению, не оспорен, администрация полагает, что у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований общества "Екатеринбургавтотранс" в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Екатеринбургавтотранс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Екатеринбургская городская Дума просит отменить обжалуемые судебные акты, поддерживает доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, иных дополнений не имеет.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15 "О социальной транспортной карте" (далее - Решение в„– 72/15) отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему перечнем предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта).
Постановлением главы Екатеринбурга от 27.08.2009 в„– 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты ("Транспортные карты") для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.
В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования Свердловской областью учреждено общество "Информационная сеть", с которым перевозчики города Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга".
Между обществом "Екатеринбургавтотранс" (исполнитель) и администрацией (заказчик) 14.01.2011 заключен договор в„– 42/2011 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения в„– 42 "Сосновый бор - Академический - НПЦ Онкология", согласно которому общество "Екатеринбургавтотранс" по поручению заказчика принимает на себя обязательства обеспечить перевозку пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, с использованием класса и количества подвижного состава, указанного в приложении 1, с соблюдением производственной программы по замене подвижного состава, изложенной в приложении 2, в соответствии с расписанием, приведенным в приложении 3 (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.2.11 исполнитель обязан обеспечить перевозку пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам.
Между обществом "Екатеринбургавтотранс" (исполнитель) и администрацией (заказчик) 14.01.2011 заключен договор в„– 12/2011 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения в„– 12 "Южная подстанция - ТСЦ МЕГА", согласно которому общество "Екатеринбургавтотранс" по поручению заказчика принимает на себя обязательства обеспечить перевозку пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, с использованием класса и количества подвижного состава, указанного в приложении 1, с соблюдением производственной программы по замене подвижного состава, изложенной в приложении 2, в соответствии с расписанием, приведенным в приложении 3 (п. 1.1 договора).
Исполнитель обязан обеспечить перевозку пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам (п. 2.2.11).
В соответствии с договором поручения от 07.07.2011 в„– 704/11 общество "Екатеринбургавтотранс" (перевозчик) поручает, а открытое акционерное общество "Информационная сеть" (далее - общество "И-Сеть") обязуется от имени и за счет перевозчика подготавливать и передавать сведения, необходимые для предоставления субсидий перевозчику, в уполномоченный орган - Комитет социальной политики администрации города Екатеринбурга в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части расходов, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного Постановлением главы администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 (п. 1.1 договора поручения).
Постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в гл. 2 данного Положения.
Предоставление субсидий перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям: осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга; предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно: пенсионерам по старости города Екатеринбурга; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении в„– 1).
Между обществом "Екатеринбургавтотранс" и администрацией по вышеуказанной форме (приложение в„– 1 к Положению) заключено соглашение о предоставлении субсидий от 21.07.2011 в„– 22-КСП.
В период с января 2013 года по сентябрь 2015 года истец при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по согласованным маршрутам принимал к оплате персональные пластиковые карты, проезд по которым оплачивался, в том числе льготными категориями граждан.
Полагая, что в период с января 2013 года по сентябрь 2015 года общество "Екатеринбургавтотранс" понесло убытки в связи с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам в„– 12 "Южная подстанция - ТСЦ МЕГА"; в„– 42 "Сосновый бор - Академический - НПЦ Онкология" граждан льготной категории, оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законом на публично-правовое образование возложена обязанность в полном объеме компенсировать транспортной организации понесенные расходы, связанные с оказанием услуг городских пассажирских перевозок отдельным категориям граждан. Установив, что истцом обеспечена возможность льготного проезда гражданам на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта"; перевозка осуществлена в соответствии с требованиями муниципальных нормативных актов, суды пришли к выводу о том, что понесенные расходы являются ущербом и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии с требованиями ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в спорный период истец, осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - Решения в„– 72/15, постановления Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 в„– 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" обеспечил возможность льготного проезда гражданам на основании социальных транспортных карт, выданных отдельным категориям граждан.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, утвержден вышеназванным Решением в„– 72/15.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, как верно указали суды, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
Заявленные к взысканию расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением в„– 72/15 и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением главы Екатеринбурга от 29.12.2009 в„– 5922 "О реализации решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 "72/15", указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленный истцом расчет убытков за период с января 2013 года по сентябрь 2015 года в сумме 17 108 975 руб. 66 коп., размер которых определен обществом "Екатеринбургавтотранс" с учетом выплаченных ему субсидий на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт, согласно данным общества "И-сеть" за указанный период).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств возмещения понесенных истцом в связи с предоставлением им льготного проезда расходов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества "Екатеринбургавтотранс", взыскав с администрации за счет казны муниципального образования убытки в размере 17 108 975 руб. 24 коп.
Ссылка заявителя жалобы на постановление администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 в обоснование довода об отсутствии у него обязанности по возмещению убытков по всем льготным категориям граждан, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данное постановление устанавливает порядок предоставления субсидий перевозчикам, между тем предметом иска является возмещение перевозчику убытков, возникших в результате перевозки отдельных категорий граждан.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2016 по делу в„– А60-58184/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
А.Ю.СМИРНОВ


------------------------------------------------------------------