Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2016 N Ф09-7178/16 по делу N А60-53516/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием необходимой информации для регистрации права, тем, что у заявителя отсутствует какое-либо право на спорный участок.
Решение: Требование удовлетворено, так как спорный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые не разграничено, предоставлен на праве постоянного пользования муниципальному казенному учреждению, на регистрацию представлены все необходимые документы, предусмотренные законом для регистрации права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. в„– Ф09-7178/16

Дело в„– А60-53516/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.
судей Рябовой С.Э., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2016 по делу в„– А60-53516/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Мелеш Ю.В. (доверенность от 30.12.2015 в„– 08-17/288);
Администрации Новоуральского городского округа - Исакова И.А. (доверенность от 25.12.2013 в„– 01-07/2285).

Новоуральский городской округ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 17.08.2015 в„– 66/031/660/2015-456 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101004:40, площадью 28892 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под городскими лесами", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, в 20 метрах на запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, Заплотное шоссе, 1, а также об обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию права собственности Новоуральского городского округа на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 11.02.2016 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, в связи с чем считает их незаконными и необоснованными. В обоснование доводов кассационной жалобы Управление Росреестра указывает, что представленные Комитетом на государственную регистрацию документы не свидетельствуют о наличии у него права на земельный участок, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Заявитель кассационной жалобы также полагает, что ответы органов государственной власти не свидетельствуют о наличии права муниципальной собственности. При этом Управление Росреестра отмечает, что государственным регистратором были соблюдены все требования Закона о регистрации, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ), а также предприняты все меры по получению дополнительных документов и сведений в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ. Управление Росреестра также считает, что права и законные интересы Новоуральского городского округа оспариваемым отказом в государственной регистрации не нарушены, так как Новоуральский городской округ не издавал акты органа местного самоуправления о включении земельных участков в состав муниципальной собственности, то есть право муниципальной собственности у него не возникло. Кроме того, по мнению заинтересованного лица, регистрирующий орган не является органом, признающим за юридическим (физическим) лицом право собственности, это может сделать только суд и основанием для признания права собственности является решение суда.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитет 12.03.2015 обратился в Новоуральский отдел Управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101004:40, площадью 28892 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, в 20 метрах на запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, Заплотное шоссе, 1.
Данный земельный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые на территории Новоуральского городского округа не разграничено, и на основании постановления Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 в„– 2864-а предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Сообщением от 17.08.2015 в„– 66/031/660/2015-456 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзацев 8, 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
Основанием для отказа послужило отсутствие информации, запрошенной в органах государственной власти, необходимой для государственной регистрации прав, а также правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Полагая, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности Новоуральского городского округа на земельный участок, с кадастровым номером 66:57:0101004:40, площадью 28892 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под городскими лесами", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, в 20 метрах на запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, Заплотное шоссе, 1, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ).
В ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Согласно абзацам 8, 10, 13 пункта 1 названной статьи к ним, в том числе, относятся следующие основания:
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона в„– 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Пунктом 3 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Закона в„– 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как установлено судами, Новоуральским городским округом произведено разграничение государственной собственности на землю в муниципальную собственность Новоуральского городского округа путем издания постановления Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 в„– 2864-а, предусматривающего предоставление спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Более того постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В частности, п. 1 и 2 названного Перечня установлено, что при разграничении государственной собственности на землю предоставляется:
1) заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;
2) правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса.
На основании вышеизложенных норм права суды пришли к верному выводу, что орган местного самоуправления городского округа в рассматриваемом случае в порядке реализации полномочий по распоряжению земельным участком имел право предоставить его на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Новоуральского городского округа от 12.03.2015, сообщение об отказе в государственной регистрации от 17.08.2015 в„– 66/031/660/2015-456, кадастровый паспорт земельного участка от 02.03.2015 в„– 66/301/15-146852, постановление Администрации Новоуральского городского округа от 18.12.2014 в„– 2864-а, суды установили, что Комитетом представлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством для государственной регистрации права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю и обоснованно указали на недоказанность Управлением Росреестра обстоятельств, послуживших основанием для принятия им отказа от 17.08.2015 в„– 66/031/660/2015-456 в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований Комитета и правомерно их удовлетворили.
Доводы заявителя кассационной жалобы идентичны доводам, заявленным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана правовая оценка с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, а также основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2016 по делу в„– А60-53516/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
М.В.ТОРОПОВА


------------------------------------------------------------------