По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2016 N Ф09-7148/16 по делу N А47-10515/2015
Требование: О взыскании денежных средств, перечисленных в рамках соглашения о предоставлении гранта.
Обстоятельства: Орган государственной власти субъекта РФ сослался на то, что получателем гранта проект по развитию своего крестьянского хозяйства в установленные сроки не реализован.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нецелевое расходование спорных средств не подтверждено, получателем гранта приобретены скот и сельскохозяйственная техника, что соответствует целям предоставления гранта, приобретение земельного участка и жилого дома за счет именно бюджетных средств не доказано. В случае возврата гранта декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств достигнуты не будут.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. в„– Ф09-7148/16
Дело в„– А47-10515/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Р.И. (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2015 по делу в„– А47-10515/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось с исковым заявлением к предпринимателю о взыскании 1 500 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2015 (судья Гильмутдинов В.Р.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 (судьи Матвеева С.В., Забутырина Л.В., Хоронеко М.Н.) решение суда первой инстанции в части взыскания с предпринимателя 1 050 000 руб. отменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Исковые требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича в пользу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области 450 000 руб., в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича в доход федерального бюджета 8400 руб. - государственную пошлину по иску".
В кассационной жалобе предприниматель просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что им представлены все необходимые документы, свидетельствующие о целевом расходовании бюджетных средств на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом предприниматель ссылается на Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающим фермерам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166 (далее - Правила в„– 166), которыми установлен возврат суммы гранта, полученной на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае ее нецелевого использования.
Предприниматель полагает, что Министерством не доказано нецелевое использование суммы гранта на момент предъявления претензии о возврате суммы гранта и на момент обращения с настоящим заявлением в суд.
Кроме того, предприниматель указывает, что им не нарушены требования п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а следовательно, оснований для взыскания заявленной Министерством суммы, не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 в„– 858-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров" Министерством в 2014 году был проведен конкурс по отбору начинающих фермеров.
По результатам конкурса между Министерством и предпринимателем 04.06.2014 заключено соглашение в„– 247-14-с о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение).
Согласно п. 1.1 соглашения Министерство предоставляет ответчику (начинающему фермеру) денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 1 500 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а предприниматель (начинающий фермер) принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Проект по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства начинающий фермер реализует в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта (приложение в„– 1), являющимися неотъемлемой частью соглашения (п. 1.2 соглашения).
Согласно п. 1.4 Соглашения о предоставлении гранта от 04.06.2014 в„– 247-14-с (л. д. 11) грант и единовременная помощь предоставляются начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и федерального бюджетов и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или Оренбургской области и настоящим Соглашением.
Платежными поручениями от 16.06.2014 в„– 475481 и от 11.06.2014 в„– 251221 предпринимателю предоставлены денежные средства в размере 1 500 000 руб.
В соответствии с п. 2.3.2. соглашения предприниматель взял на себя обязанность использовать грант в соответствии с планом расходов.
Согласно плану расходов предприниматель обязался приобрести племенной молодняк КРС (телки) в количестве 30 голов на общую сумму 1 689 000 руб., в том числе 1 500 000 руб. - средства гранта, 189 000 руб. - собственные средства начинающего фермера.
В соответствии с п. 2.3.13 соглашения предприниматель принял на себя обязательство ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство отчет об использовании гранта с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершение очередного этапа реализации проекта, указанного в графике реализации проекта.
На основании п. 2.3.7 соглашения начинающий фермер обязан не позднее 2 месяцев с момента заключения соглашения создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта.
Датой окончания реализации проекта, согласно приложению в„– 1 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 19.01.2015), является 04.06.2015.
В силу п. 2.2.2. соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения начинающим фермером взятых на себя обязательств, Министерство имеет право расторгнуть в одностороннем порядке соглашение, уведомив об этом начинающего фермера за 7 календарных дней до даты расторжения. Уведомление должно содержать реквизиты, необходимые для возврата полученного гранта и единовременной помощи в областной и федеральные бюджеты, а также информацию о соответствующих размерах в каждый из бюджетов.
В связи с тем, что предприниматель не полностью реализовал бизнес-проект в установленные сроки: не создал рабочие места, дополнительно не приобрел 5 голов КРС, не представил документы, подтверждающие исполнение бизнес-плана, согласно дополнительному соглашению от 19.01.2015, Министерство в адрес предпринимателя направило уведомление о расторжении соглашения в связи с нарушением его условий начинающим фермером с требованием возвратить полученные денежные средства. Уведомление было получено ответчиком 14.08.2015.
В связи с тем, что предприниматель денежные средства не возвратил, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что предпринимателем в материалы дела не представлены доказательства выполнения условий соглашения, использования денежных средств гранта по их целевому назначению, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о частичном использовании предпринимателем гранта по целевому назначению в сумме 1 050 000 руб., отменил решение суда в названной части. С предпринимателя в пользу Министерства взыскано 450 000 руб.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Спорные правоотношения сторон регламентированы, в том числе ст. 78 БК РФ.
Частью 2 ст. 78 БК РФ установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, чем является по своей правовой природе грант, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
На основании положений ст. 34 и 38 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу Правил в„– 166 максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1 500 000 руб. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил в„– 166 в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства его сумма подлежит возврату в соответствующий бюджет.
Статьей 28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Таким образом, единственным основанием для возврата гранта (субсидий) является его нецелевое использование.
Статья 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения.
Министерство полагает, что предпринимателем средства гранта использованы не по целевому назначению: не создал рабочие места, дополнительно не приобрел 5 голов крупного рогатого скота (далее - КРС), не представил документы, подтверждающие исполнение бизнес-плана, согласно дополнительному соглашению от 19.01.2015.
Указанные обстоятельства, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств, не являются основанием для возврата полученного предпринимателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании графика реализации проекта и плана расходов (Приложения в„– 1, 2 к Соглашению) предпринимателю надлежало приобрести КРС в количестве 30 голов.
Из материалов дела видно, что предпринимателем после получения гранта 1 500 000 руб. и до проведения Министерством проверки произведены расходы на приобретение имущества: договор купли-продажи КРС от 24.11.2014 в„– 269 на сумму 1 700 00 руб. (л. д. 32), акт приема-передачи КРС от 16.12.2014 на сумму 1 700 000 руб. (л. д. 33).
В соответствии с решением комиссии по отбору начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на получение гранта от 15.01.2015 (л. д. 23 - 26) одобрены изменения в плане расходов и графике реализации проекта предпринимателя. Решено проверить приобретение дополнительного поголовья КРС в количестве 5 голов в течение 2015 года.
На основании Графика реализации проекта развития крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося Приложением в„– 1 к дополнительному Соглашению в„– 2 от 17.11.2015, для развития крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателем в том числе, приобретен жилой дом и земельный участок (договор купли-продажи от 24.03.2015 на 150 000 руб. - л. д. 75), пресс-подборщик тюковый стоимостью 380 000 руб., самосвал (КАМАЗ 55102) стоимостью 400 000 руб. (договор купли-продажи от 02.10.2014 - л. д. 81).
В соответствии с актом обследования от 26.12.2015 (оборотная сторона л. д. 87) установлено, что в крестьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера имеются объекты недвижимости (сараи), в которых располагаются 59 голов КРС.
Таким образом, расходование гранта в полном объеме на цели, предусмотренные п. 1.1 соглашения предпринимателем исполнено.
Кроме того, приобретение пресс-подборщика тюкового стоимостью 380 000 руб., самосвала (КАМАЗ 55102) стоимостью 400 000 руб. по мнению суда кассационной инстанции, также отвечает целям предоставления гранта - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, даже в случае отсутствия в бизнес-плане предпринимателя, а также подтверждает вложение предпринимателем собственных средств.
При этом приобретение земельного участка и жилого дома за счет именно бюджетных средств Министерством не доказано.
Кроме того, декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае возврата гранта Министерству, достигнуты не будут.
Таким образом, выводы судов о том, что предпринимателем не доказан факт целевого использования полученного гранта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
На основании ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат отмене, в удовлетворении заявления Министерства отказано, с Министерства надлежит взыскать денежные средства в возмещение понесенных предпринимателем расходов по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в сумме 3000 руб.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2015 по делу в„– А47-10515/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича 1 500 000 руб. отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу Жаксимбаева Радиона Иргалеевича 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Н.Н.СУХАНОВА
------------------------------------------------------------------