По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2016 N Ф09-8197/16 по делу N А60-48512/2015
Требование: Об отмене предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Муниципальному учреждению предписано прекратить деятельность на особо охраняемых природных территориях до получения разрешительных документов, ликвидировать ограждения лесных участков и хозяйственные строения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку производственная деятельность учреждения, занимающегося ведением лесного хозяйства, не наносит ущерба природному комплексу и не может повлечь снижение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесных парков, прекращение деятельности учреждения может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. в„– Ф09-8197/16
Дело в„– А60-48512/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 делу в„– А60-48512/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального специализированного автономного учреждения "Екатеринбургское лесничество" (далее - МСАУ "Екатеринбургское лесничество", учреждение) - Бусыгина С.В. (доверенность от 28.07.2016 в„– 01-04/333);
Министерства - Мажарцева О.М., представлена доверенность.
МСАУ "Екатеринбургское лесничество" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Министерства от 17.07.2015 в„– 12-09-04/94-1 в части ликвидации ограждений лесных участков и самовольных хозяйственных строений, от 17.07.2015 в„– 12-09-04/94-2 о прекращении деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения (лесных парков) до получения разрешительных документов.
Решением суда от 11.02.2016 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить постановление суда апелляционной инстанции от 19.05.2016, исключив из мотивировочной части вывод о превышении Министерством полномочий при выдаче предписаний в оспариваемых частях, ссылаясь, в том числе, на положения п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Указывает, что какие-либо ограничения, относящиеся к предписываемым мерам по устранению выявленных нарушений, положениями действующего законодательства не установлены. Выданные Министерством предписания не являются документами, на основании которых может быть произведено принудительное исполнение предписываемых требований, то есть фактически они носят превентивный характер и направлены на самостоятельное устранение лицом допущенных нарушений. Исходя из этого, заявитель считает, что оспариваемые предписания выданы Министерством в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства от 16.06.2015 в„– 12-09-01/114-ГК в период с 22.06.2015 по 17.07.2015 в отношении МСАУ "Екатеринбургское лесничество" проведена внеплановая выездная проверка законности использования строений на земельных участках, расположенных на территориях лесных парков с кадастровыми номерами 66:41:057002:11, 66:41:0707001:22, 66:41:0105017:14 и в квартале 74 выделе 3 Лесопаркового участкового лесничества ГКУСО "Верх-Исетское лесничество".
Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 в„– 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" в перечень особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области, включены Лесной парк имени Лесоводов России (площадь 906,75 кв. м, находящийся в кварталах 73 - 83 Центрального лесопаркового участкового лесничества), Шувакишский лесной парк (площадь 2037,02 кв. м, находящийся в кварталах 1 - 19 Верх-Исетского лесопаркового участкового лесничества), Шарташский лесной парк (площадь 735,85 кв. м, находящийся в кварталах 52 - 65 Шарташского лесопаркового участкового лесничества), Уктусский лесной парк (площадь 414,416 кв. м, находящийся в кварталах 102 - 107 Уктусского лесопаркового участкового лесничества).
Лесные участки в границах названных особо охраняемых природных территорий принадлежат Свердловской области на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 66АГ в„– 902976 от 26.10.2009, 66АГ в„– 990798 от 18.12.2009 и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в„– 90-8362772, 90-8362745 от 15.07.2015.
В ходе проверки Министерством установлено, что МСАУ "Екатеринбургское лесничество" на праве оперативного управления принадлежат объекты (конторы лесничества, столярная мастерская, склады, гаражи, производственное здание и другие здания и сооружения), расположенные на особо охраняемых природных территориях областного значения. МСАУ "Екатеринбургское лесничество" осуществляется эксплуатация зданий и строений при отсутствии разрешительных документов на использование лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий, при этом лесные участки огорожены деревянным забором, а также осуществляется деятельность (лесопереработка), не связанная с функционированием лесного парка, которая влечет за собой снижение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка.
По результатам проверки составлен акт в„– 12-09-06/94 от 17.07.2015, в котором зафиксировано, что МСАУ "Екатеринбургское лесничество" осуществляет деятельность (лесопереработка), не связанную с функционированием лесного парка, которая влечет за собой снижение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка. В акте указано, что в ходе проведения 02.07.2015 осмотра установлено, что в выделе 3 квартала 74 Лесопаркового лесничества (участок Лесной парк Лесоводов России) ведется деятельность по лесопереработке, осуществляется стоянка транспортных средств; в результате деятельности учреждения образуются отходы: отработанные ртутные лампы (накопление осуществляется в закрытом помещении), бытовые отходы (накопление осуществляется в контейнере на асфальтированной площадке; от стационарных и передвижных источников осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Министерством учреждению выдано предписание от 17.07.2015 в„– 12-09-04/94-1 оформить в срок до 15.01.2017 самовольно используемые лесные участки в границах особо охраняемых природных территорий областного значения (лесных парков) в соответствии с действующим законодательством (лесным законодательством); ликвидировать ограждение данных лесных участков и самовольные хозяйственные строения.
Учреждению также выдано предписание от 17.07.2015 в„– 12-09-04/94-2 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, согласно которому учреждению предписано в срок до 01.09.2015 прекратить деятельность на особо охраняемых природных территориях областного значения (лесных парков) до получения разрешительных документов на использование лесных участков.
Считая указанные предписания незаконными в оспариваемых частях, МСАУ "Екатеринбургское лесничество" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды.
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Свердловской области от 21.11.2005 в„– 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" на территории лесного парка Правительством Свердловской области может быть ограничена или приостановлена любая деятельность, наносящая вред природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых была организована такая особо охраняемая природная территория областного значения.
В силу п. 1 Статуса и режима особо охраняемых природных территорий областного значения, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 в„– 41-ПП, на территории лесных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и влечет за собой снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов, в том числе: строительство коммуникаций и хозяйственных объектов, не связанных с функционированием лесного парка (подпункт 8); стоянка и мойка автотранспортных средств вне специально отведенных для этого мест (подпункт 10); любые виды загрязнения природной среды, в том числе организация свалок мусора (подпункт 11).
Согласно п. 39 Правил санитарной безопасности лесов, утвержденных Постановлением Правительства РФ в„– 414 от 29.06.2007, при использовании лесов не допускается загрязнение почвы отходами производства и потребления.
Таким образом, на особо охраняемой природной территории лесных парков запрещается хозяйственная деятельность, которая может нанести ущерб природному комплексу и влечет снижение или уничтожение экологических, эстетических, рекреационных качеств лесного парка и его компонентов.
Судами установлено, что МСАУ "Екатеринбургское лесничество" создано в целях осуществления предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий органов местного самоуправления по организации охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", муниципального лесного контроля и надзора, а также разрешенного использования городских лесов. Согласно Уставу МСАУ "Екатеринбургское лесничество" учреждение по заданию администрации г. Екатеринбурга занимается ведением лесного хозяйства, охраной, защитой, воспроизводством лесов и благоустройством территории лесов и парков. Производственная деятельность осуществляется МСАУ "Екатеринбургское лесничество" в целях благоустройства в городских лесах и парках (в частности, переработка древесины производится им для изготовления малых архитектурных форм, скамеек, беседок и других элементов благоустройства). Земельные участки и муниципальное имущество переданы учреждению для выполнения работ по содержанию городских лесов, парков и их благоустройства. На указанных выше территориях расположены хозяйственно-бытовые объекты лесничества: места для стоянки спецтехники, пожарной техники и оборудования, участки для выращивания посадочного материала и ведения селекционной работы, участки для изготовления архитектурных элементов из древесины, полученной при санитарной очистке леса для благоустройства лесопарковой территории. Лесохозяйственное производство, осуществляемое на данных территориях, организовано учреждением с учетом оздоровительных и средозащитных функций леса.
Суды также установили, что в акте проверки в„– 12-09-06/94 от 17.07.2015 не указано, на основании каких данных Министерство пришло к выводу о том, что в результате деятельности учреждения природному комплексу нанесен ущерб.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22.12.2015 отменено постановление от 16.09.2015 о привлечении МСАУ "Екатеринбургское лесничество" к административной ответственности по ст. 7.9, 8.39 КоАП РФ, административное производство прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В рамках рассмотрения данного дела судом установлено, что производственная деятельность учреждения не наносит ущерба природному комплексу и не может повлечь снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов.
Учитывая изложенное, а также то, что прекращение деятельности МСАУ "Екатеринбургское лесничество" может повлечь возникновение на территории муниципального образования "город Екатеринбург" чрезвычайной ситуации и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Министерством учреждению неправомерно предписано прекратить деятельность на особо охраняемых природных территориях областного значения (лесных парков).
Установив, что объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях областного значения, принадлежат МСАУ "Екатеринбургское лесничество" на праве оперативного управления, суды также обоснованно признали незаконными изложенные в предписании Министерства от 17.07.2015 в„– 12-09-04/94-1 требования о ликвидации ограждений и строений как адресованные неуполномоченном лицу.
Кроме того, суды установили, что проверка проведена Министерством с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению проверок - нарушено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 10 названного Федерального закона - проверка проведена без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, что влечет недействительность результатов проверки.
При таких обстоятельствах предписания в оспариваемых частях правомерно признаны судами незаконными.
Требования заявителя жалобы отклоняются, поскольку возлагать на проверяемое лицо какие-либо обязанности, в том числе на основании ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", без законных оснований Министерство права не имеет.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2016 по делу в„– А60-48512/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------