Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2016 N Ф09-7233/16 по делу N А60-53584/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ в регистрации права на участок на территории закрытого административно-территориального образования мотивирован тем, что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у муниципального образования прав на участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный участок сформирован исключительно под городскими лесами, доказательств того, что на нем расположены находящиеся в федеральной собственности объекты, в соответствии с видами деятельности которых создано ЗАТО, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. в„– Ф09-7233/16

Дело в„– А60-53584/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Краснобаевой И.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу в„– А60-53584/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Управления Росреестра - Токманцева Е.К. (доверенность от 23.11.2015 в„– 08-17/171); Новоуральского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - Комитет) - Исакова И.А. (доверенность от 25.12.2013 в„– 01-07/2285).

Комитет обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра, в котором просил:
- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101015:5099, площадью 86110 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область. г. Новоуральск, в 130 метрах на северо-запад от многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область. г. Новоуральск, ул. Промышленная, 6, выраженный в сообщении от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-320;
- обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Новоуральского городского округа на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, нарушение норм материального права. Заявитель считает, что оспариваемый отказ регистрирующего органа является законным, не нарушает прав и законных интересов Комитета. По его мнению, при вынесении оспариваемого отказа регистрирующим органом были соблюдены все требования, предусмотренные нормами Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ), в том числе, положениями ст. 13, 19 названного Закона. Заявитель полагает, что постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а не является правоустанавливающим документом на заявленный к регистрации земельный участок; право муниципальной собственности Новоуральского городского округа на указанный участок не установлено. Помимо изложенного, заявитель отмечает, что земельные участки находящиеся на территории закрытых административно-территориальных образований в силу прямого указания закона относятся к землям ограниченным в обороте, такие земельные участки могут находиться только в федеральной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 20.02.2015 Комитет обратился в Новоуральский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0101015:5099, площадью 86110 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, в 130 метрах на северо-запад от многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область. г. Новоуральск, ул. Промышленная, 6.
Данный земельный участок сформирован из земель, право государственной собственности на которые на территории Новоуральского городского округа не разграничено, и на основании постановления Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Сообщением от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-320 Управление Росреестра по Свердловской области отказало Комитету в государственной регистрации права собственности на основании положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
Основанием для отказа послужило непредставление сведений, запрошенных государственным регистратором, непредставление документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации, а также вывод регистрирующего органа о том, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Комитет, полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (абз. 6); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абз. 13).
Из положений ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земля может находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность), государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
На основании ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 в„– 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам (п. 2 ст. 6 данного Закона).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе сообщение об отказе в государственной регистрации от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-320, постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а, из которого следует, что спорный земельный участок сформирован исключительно под городскими лесами, установив, что доказательств того, что на спорном земельном участке расположены находящиеся в федеральной собственности объекты, в соответствии с видами деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, заинтересованным лицом не представлено, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что принятый Управлением Росреестра отказ не соответствует указанным нормам права.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные Комитетом требования и на основании п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя о том, что государственным регистратором соблюдены требования действующего законодательства, по результатам правовой экспертизы представленных документов принято законное решение, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку являлся предметом рассмотрения судов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства имеющее существенное значение для дела с учетом предмета настоящего спора судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу в„– А60-53584/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
И.А.КРАСНОБАЕВА
С.Э.РЯБОВА


------------------------------------------------------------------