По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2016 N Ф09-8073/16 по делу N А76-25860/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Предпринимателю сообщено, что ввиду наличия иных заинтересованных в предоставлении участка лиц его предоставление будет осуществляться по результатам торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку до завершения процедуры предоставления участка поступили конкурирующие заявки третьих лиц, ввиду чего предоставление участка возможно только на торгах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. в„– Ф09-8073/16
Дело в„– А76-25860/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Татариновой И.А., Беляевой Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Жолобовой О.Х., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2016 по делу в„– А76-25860/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель предпринимателя - Новокрещенова Т.Г. (доверенность от 29.07.2014).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 889 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного западнее д. Новоандреевка, для осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженного в письме от 02.06.2015 в„– 3471/11; об обязании Администрации выполнить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон в„– 74-ФЗ), в ред., действовавший на день подачи заявления в суд (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Юдин Андрей Николаевич; Мосеев Сергей Владимирович.
Решением суда от 27.02.2016 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. По мнению предпринимателя, суды ошибочно применили при разрешении спора норму п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон в„– 101-ФЗ) о предоставлении участков на торгах, так как заявления от иных лиц о приобретении права собственности на испрашиваемый земельный участок поступили позднее истечения тридцати дней после подачи заявления предпринимателем, при этом третьи лица не подтвердили статус специальных субъектов, в связи с чем заявки не являются конкурирующими. Таким образом, заявитель считает, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ, предусматривающие упрощенный порядок получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка без публикации сообщения о предстоящем предоставлении.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель обратился к главе Администрации с заявлением от 26.12.2014 о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 56 га (ориентировочно), расположенного западнее д. Новоандреевка, сроком на 49 лет, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением администрации от 20.03.2015 в„– 1912 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа, расположенного западнее д. Новоандреевка, для сельскохозяйственного назначения площадью 464 186 кв. м
21.04.2015 в газете "Миасский рабочий" в„– 28 (17238) опубликовано извещение, содержащее информацию о поступлении обращения и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, западнее с. Новоандреевка, площадью 464 186 кв. м для сельскохозяйственных целей.
В материалы дела представлена копия заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юдина Андрея Николаевича (наличие у Юдина А.Н. указанного статуса подтверждается общедоступными сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) (далее - глава КФХ Юдин), поступившего в Администрацию 05.05.2015 за номером 7707, в котором Юдин А.Н. указывает, что 21.04.2015 в газете "Миасский рабочий" в„– 28 опубликовано информационное сообщение о том, что в Администрацию поступило обращение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, западнее с. Новоандреевка, площадью 464 186 кв. м, для сельскохозяйственных целей. В связи с указанным глава КФХ Юдин известил о своей заинтересованности в предоставлении названного земельного участка в аренду на 49 лет для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Также в материалы дела представлено заявление Мосеева Сергея Владимировича, поступившее в Администрацию 12.05.2015 за номером 7961, в котором данный заявитель со ссылкой на названную ранее публикацию от 21.04.2015 в газете "Миасский рабочий" в„– 28 просит предоставить в аренду земельный участок, расположенный в Миасском городском округе, западнее с. Новоандреевка, площадью 464 186 кв. м, для сельскохозяйственных целей.
В ответ на данные заявления Администрация письмами от 02.06.2015 в„– 3475/11, от 04.06.2015 в„– 3529/11 сообщила Юдину А.Н., Мосееву С.В. о том, что предоставление земельного участка ввиду наличия нескольких заявок будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В письме от 02.06.2015 в„– 3471/11 Администрация сообщила предпринимателю о поступлении заявлений о предоставлении земельного участка от иных заинтересованных лиц, в связи с чем указала, что предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Заявлением от 08.02.2016 Мосеев С.В. отозвал свое указанное выше заявление о предоставлении земельного участка.
На основании заявления главы КФХ Колядко от 16.07.2015 в„– 40 постановлением Администрации от 04.08.2015 в„– 4830 внесены изменения в п. 1 постановления от 20.03.2015 в„– 1912, в соответствии с которыми слова "464 186 кв. м" заменены на "50 889 кв. м".
Земельный участок площадью 50 889 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Миасский городской округ, западнее с. Новоандреевка, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 15.01.2016, с кадастровым номером 74:34:0111001:9, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15.01.2016 в„– 7400/101/16-18428.
Считая отказ Администрации в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 02.06.2015 в„– 3471/11, незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также Законом в„– 74-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судами установлено, что предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 56 га (ориентировочно), расположенного западнее д. Новоандреевка, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Вместе с тем Закон в„– 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующих заявок такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
С учетом того, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, суды верно указали, что к правоотношениям по предоставлению таких земель подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, что соответствует положениям ст. 2 данного Закона.
В силу положений п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судами установлено, что после опубликования извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка иные лица выразили заинтересованность в приобретении права аренды на спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом того, что процедура предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом в„– 74-ФЗ не завершена (не были выполнены работы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", обеспечивающие подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке), и поступили иные, конкурирующие, заявки от других заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к правильному выводу о возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка только по результатам торгов.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу в„– 308-ЭС14-1222.
Довод предпринимателя о том, что представленные в дело заявки иных лиц не могут считаться конкурирующими, отклонен судом апелляционной инстанции как необоснованный. Суд верно указал на то, что заявка главы КФХ Юдина подана не как заявление первичного претендента на земельный участок в порядке ст. 12 Закона в„– 74-ФЗ, а на основании публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка. В силу чего квалификации данной заявки как конкурирующей достаточно установления наличия притязаний данного лица на тот же земельный участок, в отношении которого размещено публичное информирование. Поскольку в данном случае таким критериям заявка третьего лица отвечает, его заявление обоснованно расценено органом местного самоуправления как конкурирующее заявке предпринимателя.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы предпринимателя об ошибочном применении судами положений ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости руководствоваться нормой ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Подлежит отклонению и довод об отсутствии необходимости в публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка, которая не требуется по правилам ст. 12 Закона в„– 74-ФЗ, поскольку подобное информирование с целью выявления заинтересованных лиц само по себе не нарушает право заявителя на предоставление земельного участка, но создает дополнительные гарантии для реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления публичных земель.
То обстоятельство, что заявления главы КФХ Юдина и Мосеева С.В. поступили значительно позднее обращения с аналогичным заявлением предпринимателя, не может само по себе являться основанием для отказа в реализации конкурентной процедуры предоставления земельного участка, поскольку в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2016 по делу в„– А76-25860/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------