Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2016 N Ф09-6912/16 по делу N А07-24866/2015
Требование: О взыскании субсидии, предоставленной по программе развития молочного скотоводства.
Обстоятельства: Общество не вернуло выделенные бюджетные средства по требованию, заявленному в связи с нарушением условий получения статуса участника данной программы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как порядок отбора участников утвержден после получения обществом статуса участника программы, данным порядком аннулирование уже присвоенного статуса получателя субсидии не предусмотрено; статусом участника программы правомерно наделен колхоз, правопреемником которого по результатам реорганизации является общество.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. в„– Ф09-6912/16

Дело в„– А07-24866/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН: 0274013386, ОГРН: 1020202556835, далее - Министерство сельского хозяйства) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу в„– А07-24866/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Салават" (ИНН: 0242009820, ОГРН: 1120242001010, далее - общество Агрофирма "Салават", ответчик) - Муллагулов Р.Р. (доверенность от 15.07.2016 в„– 15).

Министерство сельского хозяйства обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества Агрофирма "Салават" суммы субсидий, выплаченных в рамках реализации Программы "500 ферм", равной 14 988 514 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 (судья Сакаева Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 (судьи Сотникова О.В., Забутырина Л.В., Матвеева С.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Министерство сельского хозяйства отмечает, что на момент присвоения статуса участника Программы ответчик не проинформировал Министерство сельского хозяйства об инициировании реорганизации Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз им. Салавата (далее - колхоз). Кроме того, в связи с передачей всего имущества (в том числе коров в количестве 521 голова) правопреемнику - обществу Агрофирма "Салават", поголовье дойного стада самого колхоза стало менее 300 голов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, колхоз 28.06.2012 представил необходимые документы для участия в республиканской целевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы".
Согласно п. 4 "Система программных мероприятий" Программы "500 ферм" (в редакции, действовавшей на момент присвоения колхозу статуса участника Программы) одним из обязательных критериев для получения статуса участника Программы "500 ферм" является наличие в сельхозорганизации поголовья дойного стада не менее 300 голов.
Выпиской из протокола от 06.08.2012 в„– 8 заседания Комиссии по отбору участников Программы "500 ферм" подтверждается, что по результатам рассмотрения документов колхозу присвоен статус "Участник Программы".
Между Министерством сельского хозяйства, колхозом и администрацией муниципального района Стерлитамакский район заключено соглашение от 07.08.2012 в„– 36 по реализации комплекса мер по выполнению Программы и объединению усилий сторон для повышения эффективности реализации Программы.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц колхоз 31.10.2012 прекратил деятельность путем реорганизации в форме преобразования, его правопреемником является общество Агрофирма "Салават", решение о реорганизации принято общим собранием членов колхоза 01.04.2011 (протокол общего собрания членов в„– 6).
Общество Агрофирма "Салават" 14.11.2012 получило субсидии на сумму 3 963 000 руб. на приобретение техники и оборудования, которые платежным поручением от 14.11.2012 в„– 341541 перечислены в адрес колхоза.
Платежными поручениями от 17.12.2012 в„– 386522, от 25.07.2013 в„– 213015, от 05.12.2012 в„– 366045, от 05.12.2012 в„– 366040, от 19.08.2013 в„– 237957 подтверждается, что за период 2012 - 2013 г.г. обществу Агрофирма "Салават" предоставлены субсидии на сумму 11 025 514 руб.
Министерством финансов Республики Башкортостан в соответствии с Планом контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере на 1-ое полугодие 2014 г. проведена камеральная проверка планирования и расходования средств бюджета Республики Башкортостан в Министерстве сельского хозяйства за период с 05.07.2011 по 31.03.2014, по результатам которой в адрес Министерства сельского хозяйства вынесено представление от 30.12.2014 в„– 02-13-837, согласно которому Министерством сельского хозяйства в нарушение Порядка и критериев отбора участников Программы "500 ферм", утвержденного приказом от 17.08.2012 в„– 217, присвоен статус "Участник Программы" колхозу, не соответствующему критериям отбора, и выделена субсидия из бюджета Республики Башкортостан в размере 3 963 000 руб., обществу Агрофирма "Салават", не имеющему статуса участника Программы, в 2012 - 2013 г.г. предоставлена субсидия из бюджета Республики Башкортостан в размере 11 025 500 руб. Министерству сельского хозяйства предложено принять меры по возврату в бюджет Республики Башкортостан субсидий, полученных колхозом и обществом Агрофирма "Салават".
Министерство сельского хозяйства письмами от 11.02.2015 в„– НК-12-0550, от 15.10.2015 в„– НК-12-5041 предложило обществу Агрофирма "Салават" возвратить в бюджет необоснованно полученные средства в сумме 14 988 500 руб., в том числе в отношении общества Агрофирма "Салават" - 11 025 500 руб., в отношении колхоза - 3 963 000 руб.
Неисполнение обществом Агрофирма "Салават" требований названных писем явилось основанием для обращения Министерства сельского хозяйства в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества Агрофирма "Салават" субсидий, выплаченных в рамках реализации Программы "500 ферм", в сумме 14 988 514 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для взыскания с общества Агрофирма "Салават" субсидий, выплаченных в рамках реализации Программы "500 ферм", в сумме 14 988 514 руб.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В рамках утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.04.2012 в„– 112 республиканской программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы" постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2012 в„– 245 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан (далее - Порядок предоставления субсидий).
В силу п. 11 Порядка предоставления субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются обнаружение недостоверных сведений в документах, представленных в соответствии с п. 5 названного Порядка, не устранение в установленный срок оснований для возврата заявления с приложенными документами о предоставлении субсидии, открытие конкурсного производства в отношении получателя субсидии и (или) нахождение его в стадии ликвидации, несоблюдение условий, предусмотренных в подп. "б" п. 5 названного Порядка, полное освоение средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства в соответствии с бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан.
Из содержания п. 4.3 Порядка и критериев отбора участников республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 17.08.2012 в„– 217, следует, что не могут быть признаны участниками конкурса заявители представившие заявки и приложенные к ним документы, содержащие недостоверные сведения и (или) не соответствующие требованиям, изложенным в названном Порядке, представившие неполный комплект документов, имеющие просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и бюджет Республики Башкортостан, находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также деятельность которых приостановлена в соответствии с законодательством, осуществляющие хозяйственную деятельность за пределами Республики Башкортостан, основным видом деятельности которых является не сельскохозяйственная деятельность, имеющие за отчетный период либо предусмотренную бизнес-планом среднюю заработную плату одного работника ниже установленной в данный момент величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Башкортостан.
Судами с учетом указанных положений отмечено, что именно выявленное нахождение заявителя в стадии реорганизации явилось основанием для вывода Министерства сельского хозяйства о необходимости отказа в присвоении статуса участника.
Однако судами при рассмотрении материалов дела установлено, что статус участника Программы колхозу присвоен 06.08.2012, а Порядок и критерии отбора участников Программы, устанавливающие ограничение на присвоение статуса участника программы юридическим лицам, находящимся в стадии реорганизации, утверждены Министерством сельского хозяйства 17.08.2012, то есть после присвоения колхозу статуса участника Программы.
Судами также отмечено, что Порядком предоставления субсидий аннулирование уже присвоенного статуса получателя субсидии не предусмотрено.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали вывод о том, что статус участника Программы присвоен колхозу в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидий.
Судами также учтено, что впоследствии приказом Министерства сельского хозяйства от 04.07.2013 в„– 160 слово "реорганизации" исключено из абз. 5 п. 4.3 Порядка и критериев отбора участников республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 17.08.2012 в„– 217.
Суды, приняв во внимание выписку из протокола от 26.05.2014 в„– 4 заседания Комиссии по отбору участников республиканской целевой программы "500 ферм", на котором Комиссией по отбору участников Программы "500 ферм" принято решение в связи с реорганизацией колхоза считать участником Программы "500 ферм" правопреемника колхоза - общество Агрофирма "Салават", сделали вывод о том, что она является дополнительным доказательством признания общества Агрофирма "Салават" участником Программы "500 ферм".
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о доказанности материалами дела правомерности получения обществом Агрофирма "Салават" субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных Министерством сельского хозяйства требований.
При этом судами правомерно, с учетом положений ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонена ссылка Министерства сельского хозяйства на то, что на момент присвоения статуса участника Программы поголовье дойного стада колхоза составляло менее 300 голов.
Судами отмечено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц колхоз реорганизован в форме преобразования в общество Агрофирма "Салават", являющееся правопреемником колхоза, вид деятельности общества Агрофирма "Салават" соответствует виду деятельности колхоза.
Судами также учтено, что по передаточному акту от 07.07.2012 обществу Агрофирма "Салават" переданы все права и обязанности колхоза, имущество, в том числе продуктивный скот.
Всем доводам Министерства сельского хозяйства, изложенным в кассационной жалобе, была дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, такие доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу в„– А07-24866/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
А.Н.ТОКМАКОВА


------------------------------------------------------------------