Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.08.2016 N Ф09-7305/16 по делу N А47-8678/2015
Требование: О признании незаконными действий органа кадастрового учета по присвоению сведениям о земельных участках статуса "аннулированные", обязании восстановить статус "временные".
Обстоятельства: Администрация района поставила участки на кадастровый учет и предоставила их в аренду, статус сведений о них на основании заявления администрации сельского совета был изменен на "аннулированные", в восстановлении прежнего статуса отказано.
Решение: Требование удовлетворено, так как распоряжаться спорными участками вправе администрация района, сформировавшая участки, ее постановление о формировании участков и договор аренды в судебном порядке не оспаривались, оснований для снятия участков с учета по заявлению администрации сельсовета не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. в„– Ф09-7305/16

Дело в„– А47-8678/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Беляевой Н.Г., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация района) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2016 по делу в„– А47-8678/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Администрация района обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области (далее - кадастровая палата) по присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 56:21:1502002:795, 56:21:1502002:796 статуса "аннулированный" и обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках путем изменения статуса "аннулированный" на "временный" с восстановлением конфигураций и границ данных земельных участков (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ИМ. 11 КАВДИВИЗИИ" (далее - общество), Администрация муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - администрация сельсовета).
Решением суда от 18.02.2016 (судья Третьяков Н.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ч. 5, ч. 5.1 ст. 24, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в„– 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре), ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в„– 171-ФЗ (далее - Закон в„– 171-ФЗ), абз. 2 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в„– 137-ФЗ (далее - Закон в„– 137-ФЗ"), поскольку полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладает Администрация района в силу принятия ею до вступления в силу норм Федерального закона в„– 171-ФЗ решения о предоставлении земельного участка обществу "Им. 11 Кавдивизии". Таким образом, заявитель считает необоснованными выводы судов о наличии у администрации сельсовета полномочий по распоряжению земельными участками и полномочий по подаче заявления об их аннулировании. По мнению Администрации района, действиями кадастровой палаты нарушены ее права на распоряжение спорными земельными участками, в том числе право на получение арендной платы от их использования в силу оформления арендных отношений с обществом "Им. 11 Кавдивизии", а также права указанного юридического лица как арендатора земельного участка, имеющего права на его продление в порядке ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация сельсовета просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Администрацией района принято постановление от 11.12.2014 в„– 4318-п "О формировании земельного участка", п. 1 которого постановлено сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 400 000 кв. м, местоположение: Оренбургская обл., Оренбургский р-н, Нижнепавловский сельсовет, расположенный в восточной части кадастрового квартала 56:21:1502002, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, и земельный участок общей площадью 6 035 174 кв. м, местоположение: Оренбургская обл., Оренбургский р-н, Нижнепавловский сельсовет, расположенный в западной части кадастрового квартала 56:21:1502002, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
22.12.2014 земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1502002:795, 56:21:1502002:796 поставлены на кадастровый учет.
Между Администрацией района и обществом заключен договор от 01.02.2015 аренды спорных земельных участков сроком на 11 месяцев.
Из материалов дела также следует, что Решением Совета депутатов муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 22.12.2014 в„– 150 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
На основании заявлений Администрации сельсовета от 18.06.2015 кадастровой палатой спорные земельные участки сняты с кадастрового учета и в государственном кадастре недвижимости статус участков "временный" изменен на "аннулированный".
07.07.2015 Администрация района обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о восстановлении сведений о спорных земельных участках, на которое 22.07.2015 получен ответ о том, что восстановление сведений об объектах недвижимости со статусом "аннулированный" действующим законодательством не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что действия органа кадастрового учета по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка не соответствуют Закону о кадастре и нарушают права заявителя, Администрация района обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что решение органа кадастрового учета о присвоении спорным земельным участкам статуса "аннулированный" было принято в соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42 на основании поданного органом местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельным участком, заявления об аннулировании в государственной кадастре недвижимости сведений о земельным участках. Суды указали, что в рассматриваемой ситуации такими полномочиями обладает администрация сельсовета в силу утверждения в отношении территории, в границах которой расположены спорные земельные участки, правил землепользования и застройки муниципального образования Нижнепавловский сельсовет. При этом представленное в материалы дела постановление Администрации района от 12.12.2014 в„– 4324-п, из содержания которого следует утверждение органом местного самоуправления схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории, получило апелляционным судом критическую оценку, поскольку отсутствуют объективные доказательства осуществления кадастрового учета земельных участков в соответствии с утвержденной схемой при отсутствии также графической части названного постановления, позволяющего установить расположение земельных участков на кадастровой карте территории. Судом указано также на отсутствие доказательств соблюдения публичных процедур, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимых для предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, по доводам жалобы, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
Статья 25 Закона о кадастре в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, указанных в данной статье.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении 5 лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (п. 5 ст. 24 Закона о кадастре).
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда (п. 5.1 ст. 24 названного Закона).
Судами установлено, что на основании заявлений Администрации сельсовета от 18.06.2015 кадастровой палатой спорные земельные участки сняты с кадастрового учета и в государственном кадастре недвижимости статус участков "временный" изменен на "аннулированный".
Законом в„– 171-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.03.2015, в Закон в„– 137-ФЗ введена ст. 3.3, регламентирующая порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 3 ст. 3.3 Закона в„– 137-ФЗ предусмотрено, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения вышеуказанными земельными участками, расположенными на территории поселения, распоряжается орган местного самоуправления поселения.
Действительно, 22.12.2014 Решением Совета депутатов муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в„– 150 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 34 Закона в„– 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае постановлением органа местного самоуправления от 11.12.2014 в„– 4318-п утверждена схема расположения земельных участков (т.е. до 01.03.2015), спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и в дальнейшем были предоставлены в аренду третьему лицу по договору от 01.02.2015.
Таким образом, лицом, обладающим полномочиями по распоряжению спорными земельными участками является Администрация района.
Основания для снятия земельных участков с кадастрового учета по заявлению администрации сельсовета у кадастровой палаты отсутствовали.
Учитывая, что земельные участки сформированы, пройден кадастровый учет, введены в гражданский оборот до 01.03.2015; при отсутствии данных о наличии у сторон договора аренды неопределенности в предмете договора, оснований для критической оценки постановления органа местного самоуправления у суда апелляционной инстанции не имелось.
При этом постановление Администрации "О формировании земельного участка" и договор аренды в судебном порядке администрацией сельсовета обжалованы не были.
Оспариваемые действия кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета земельных участков нарушают принцип правовой определенности в отношении участников гражданского оборота и стабильности гражданско-правовых отношений, поскольку создают неопределенность относительно предмета сделки, а также угрозу прекращения гражданско-правовых отношений по волеизъявлению лица (администрации поселения), не являющегося участником этих отношений, которое не воспользовалось своим правом на обжалование постановления Администрации района от 11.12.2014 в„– 4318-п, действий кадастровой палаты по постановке земельных участков на кадастровый учет, а также заключенного впоследствии договора аренды земельных участков, однако, избрало ненадлежащий в данной ситуации способ реализации своей цели посредством действий административного органа (кадастровой палаты).
В связи с изложенным те недостатки (отсутствие графической части постановления и пр.), на которые указал апелляционный суд, не могли служить обстоятельством, исключающим неправомерность обжалуемых действий кадастровой палаты.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами полно и в соответствии с имеющимися в деле доказательствами, но нормы материального права применены неверно, суд кассационной инстанции полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение - об удовлетворении требований, заявленных администрацией (п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2016 по делу в„– А47-8678/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать не соответствующими закону: ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, совершенные 18.06.2015, о присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами 56:21:1502002:795 и 56:21:1502002:796 статуса "аннулированный".
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 56:21:1502002:795 и 56:21:1502002:796 путем изменения статуса "аннулированный" на "временный".
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------