Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2016 N Ф09-7370/16 по делу N А76-20189/2015
Требование: О признании недействительным отказа в регистрации права собственности на линейное сооружение, обязании зарегистрировать его.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено сооружение, в договоре аренды указан иной участок, нежели тот, на котором осуществлено строительство.
Решение: Требование удовлетворено, так как участок, используемый для строительства, и участок, предоставленный для реконструкции нефтепровода, совпадают, отсутствие кадастрового учета арендованного участка не влечет прекращение его физического существования, объект создан на основании необходимых разрешений согласно нормам и правилам, документы для регистрации представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2016 г. в„– Ф09-7370/16

Дело в„– А76-20189/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Беляевой Н.Г., Купреенкова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Димитриевым В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 делу в„– А76-20189/2015 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Управления - Шишкина И.В. (доверенность от 28.09.2015 в„– 214); акционерного общества "Транснефть-Урал" (далее - общество "Транснефть-Урал") - Ильясова Ольга Владимировна (доверенность от 25.12.2015 в„– 10-26-1444).

Общество "Транснефть-Урал" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления от 07.04.2015 в„– 03/053/2014-438 в государственной регистрации права собственности на сооружение - переход магистрального нефтепродуктопровода "Уфа - Петропавловск" на 134 км через автодорогу "Шарлаш - Малояз" с заменой трубы ЛПДС "Кропачево"; обязании зарегистрировать право собственности общества "Транснефть-Урал" на указанное сооружение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ашинского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что в нарушение п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в регистрирующий орган не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено соответствующее сооружение; договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39 таким документов не является. Кроме того, заявитель обращает внимание на отсутствия в материалах дела оригинала кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39. Также заявитель полагает, что суд неверно истолковал положения, регламентирующие порядок государственной регистрации прав на линейные сооружения, тем самым необоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность регистрации прав на соответствующее сооружение.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Транснефть-Урал" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Транснефть-Урал" является собственником сооружения - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа - Петропавловск" протяженностью 868 082 км.
Государственная регистрация права собственность на указанный объект, ранее принадлежавший открытому акционерному обществу "Уральское объединение трубопроводного транспорта нефтепродуктов", произведена 03.03.2015.
На основании договора присоединения от 05.06.2014 и передаточного акта права и обязанности открытого акционерного общества "Уральское объединение трубопроводного транспорта нефтепродуктов" перешли к открытому акционерному обществу "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева", название которого было изменено на акционерное общество "Транснефть-Урал".
Общество "Транснефть-Урал" 27.11.2014 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на реконструированный объект - "переход магистрального нефтепродуктопровода "Уфа - Петропавловск" на 134 км через автодорогу "Шарлаш - Малояз" с заменой трубы ЛПДС "Кропачево".
К данному заявлению были приложены, в том числе: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2013 в„– ru 74503105-023; договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39 от 18.02.2013 в„– 05-72/129А-13; кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39 от 12.12.2011 в„– 7400/102/14-2127.
Из кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 31.07.2014 следует, что сооружение расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 74:03:0904001:38 и 74:03:0904001:17.
Общество "Транснефть-Урал" 07.04.2015 получило сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект.
В качестве основания отказа Управление указало на нарушение заявителем положений п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации, на непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено сооружение, а также документа, подтверждающего право собственности на объект до его реконструкции.
Полагая, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности на сооружение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество "Транснефть-Урал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования ст. 25 Закона о государственной регистрации в части представления в регистрирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен заявленный к регистрации объект недвижимого имущества. Оценив представленный заявителем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39, суд указал, что он не является надлежащим правоустанавливающим документом.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Судом установлено, что спорные правоотношения возникли в связи с расположением подземного перехода магистрального нефтепродуктопровода через автодорогу в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 74:03:0904001:38 и 74:03:0904001:17 (о чем указано в кадастровом паспорте объекта) при предоставлении на государственную регистрацию права на него договора аренды от 18.02.2013 в„– 05-72/129А-13 земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39.
При этом из пункта 1.1. указанного договора следует, что открытое акционерное общество "Уралтранснефтепродукт" приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:03:0904001:39, площадью 44 973 кв. м в целях использования для реконструкции МНПП "Уфа - Омск" и "Уфа - Петропавловск" с заменой трубы сроком на 9 месяцев.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 74:03:0904001:39 следует, что названный участок площадью 44 973 кв. м имеет разрешенное использование - для проведения реконструкции МНПП "Уфа - Омск" и "Уфа - Петропавловск" с заменой трубы. Сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 12.12.2011 в качестве временных.
Временные сведения о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 74:03:0904001:38 площадью 42 113 кв. м были внесены в государственный кадастр недвижимости 24.01.2012.
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенным использованием земельного участка является реконструкция перехода МНПП "Уфа - Омск" на 134 км через автодорогу на 134 км через автодорогу "Шарлаш - Малояз" с заменой трубы ЛПДС "Кропачево" и реконструкция перехода МНПП "Уфа - Петропавловск" на 134 км через автодорогу "Шарлаш - Малояз" с заменой трубы ЛПДС "Кропачево".
Из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области от 06.05.2015 в„– 5053 следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:03:0904001:39. Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости - сооружении с кадастровым номером 74:03:0904001:39 - электросетевом комплексе Подстанция 500 кВ Кропачево с линиями электропередач, расположенном по адресу: Челябинская область, Ашинский район, п. Кропачево, подстанция 500 кВ Кропачево, который поставлен на кадастровый учет под указанным номером 23.11.2013.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из пунктов 5, 6 Приказа Росрегистрации от 08.06.2007 в„– 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" целью предоставления предусмотренных статьей 25 Закона о государственной регистрации документов, является подтверждение факта правомерности создания объекта и удостоверение того, что созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе письмо органа кадастрового учета, схемы земельных участков, в их совокупности с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о схожести конфигураций и фактическом совпадении земельных участков с кадастровыми номерами 74:03:0904001:38 и 74:03:0904001:39; разрешенное использование указанных земельных участков также является совпадающим и свидетельствует о правомерности их использования для реконструкции МНПП "Уфа-Петропавловск" с заменой трубы.
Таким образом, подземный переход магистрального нефтепродуктопровода через автодорогу расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:03:0904001:38, индивидуализированном при заключении договора аренды номером 74:03:0904001:39.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В силу положений ст. 16 названного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование границ которых осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
Судом верно указано, что отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номерами 74:03:0904001:39 не влечет прекращение физического существования земельного участка, предоставленного для реконструкции нефтепровода.
Судом отмечено, что создание спорного объекта на основании необходимых разрешений, в отсутствие нарушения градостроительных и строительных норм и правил подтверждается представленным в материалы дела разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 27.11.2013 в„– ru 74503105-022 выданным Главой Ашинского муниципального района.
Указанный документ по смыслу положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости были представлены.
Вышеизложенное позволило суду апелляционной инстанции сделать правильный вывод о том, что оспариваемый отказ Управления в государственной регистрации права собственности на объект, созданный (реконструированный) с соблюдением требований закона, противоречит действующему законодательству, в связи с чем на уполномоченный орган возлагается обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект.
Оснований для переоценки выводов суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А76-20189/2015 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------