Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2016 N Ф09-74/16 по делу N А07-21353/2015
Требование: О признании недействительным решения органа местного самоуправления в части резервирования земельного участка.
Обстоятельства: Собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном участке, сослался на нарушение установленного законом срока, на который может быть зарезервирован земельный участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный участок зарезервирован для муниципальных нужд в связи с его нахождением в границах красных линий жилого района, наличие красных линий и правомерность их установления не обжалованы, максимальный срок, на который может быть зарезервирован земельный участок, не превышен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. в„– Ф09-74/16

Дело в„– А07-21353/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗИМУТ" (далее - общество "Азимут") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2015 по делу в„– А07-21353/2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Азимут" - Чехова Е.И. (доверенность от 20.02.2016 в„– 2), Биглова Р.Ф. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1).
Обществом "Азимут" в электронном виде заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: писем Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ от 17.02.2016 в„– 7-1018/ПР, в„– 7-1019/ПР. В удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по исследованию и оценке доказательств (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), данные документы судом кассационной инстанции во внимание не принимаются. Вместе с тем, учитывая, что указанные документы представлены в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", они фактически не могут быть возвращены заявителю.

Общество "Азимут" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в„– 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республика Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования и установления ограничения прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:219.
К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2015 (судья Кузнецов Д.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 обществу "Азимут" отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе общество "Азимут" просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворит. Заявитель указывает, что на момент принятия оспариваемого решения норма ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации действовала в редакции, согласно которой резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается на срок не более чем семь лет. Вместе с тем, на момент принятии оспариваемого решения - 28.01.2015, земельный участок уже был зарезервирован на срок семь лет и не подлежал резервированию на указанную дату. Так заявитель указывает, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 в„– 33/9 срок резервирование был установлен с 02.01.2008 по 01.01.2011 - три года, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 в„– 32/15 с 01.01.2011 по 01.01.2015 - четыре года.

При рассмотрении спора судами установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты:
- строение, назначение: нежилое - 1, 1-этажный, общая площадь 66,7 кв. м, инв. в„– 102 в„– 10238, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Коммунальная, д. 7/1 (свидетельство о государственной права серии 04 АБ в„– 659956 от 10.11.2008);
- помещение, назначение: нежилое, общая площадь 100,3 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане 4, 5, 6, 34, 36, 37, 38, 39, 40, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунальная, д. 7, корп. 1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АГ в„– 069860 от 25.02.2011)
- строение, назначение: нежилое, общая площадь 981,1 кв. м, 2-этажный, подвал, номера на поэтажном плане: подвал (1 - 5); 1 этаж (6 - 15, 17 - 24, 26, 30, 32 - 35; 2 этаж (39 - 57), адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Коммунальная, д. 7/1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АБ в„– 659955 от 10.11.2008).
В соответствии с правом, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения), заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:219 расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Коммунальная, 7/1, площадью 4428 кв. м, на котором расположены объекты капитального строительства заявителя.
Письмом в„– 2231 от 10.02.2015 г. УЗР г. Уфы сообщило обществу "Азимут" о том, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий. Предоставление данного земельного участка в собственность не представляется возможным.
Данный отказ был обжалован заявителем в судебном порядке (дело А07-6271/2015), в ходе рассмотрения которого было установлено, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 названный земельный участок был зарезервирован составе Проекта планировки жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 апреля 2009 года в„– 1838).
Полагая, что правовые основания для резервирования спорного земельного участка отсутствовали, общество "Азимут" обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Согласно п. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 в„– 136/13, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, разработка красных линий в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Как установлено судом на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.04.2007 в„– 1751 разработан проект планировки жилого района Шакша-Южная в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Проект планировки утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 в„– 1838.
На основании указанного проекта планировки было принято решение о резервировании, в том числе земельного участка заявителя.
Судом также установлено, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд в связи с расположением участка в границах красных линий жилого района Шакша-Южная в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и квартала, ограниченного бульваром Ибрагимова, улицами Пархоменко, Краснодонской и Цюрупы в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Таким образом, суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы, а именно довода заявителя о том, что срок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд не может превышать семи лет, и указанный срок в отношении спорного земельного участка, по его мнению, нарушен.
Согласно п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, вместе именуемые линейными объектами.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта исходил из того, что резервирование спорного земельного участка для муниципальных нужд ограничено двадцатилетним сроком.
Следует заменить, что заявитель не оспаривал наличие красных линий, правомерность их установления, не приводил доводов о неправильном применении нормы п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия линейных объектов.
В связи с изложенным оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Башкортостан не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что в кассационной жалобе содержится только довод о том, что суммарное количество сроков резервирования земельного участка превышает установленные законом семь лет, судом кассационной инстанции иные обстоятельства не исследуются.
При этом нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2015 по делу в„– А07-21353/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АЗИМУТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------