По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2016 N Ф09-377/16 по делу N А60-17372/2015
Требование: О взыскании долга за услуги по передаче электроэнергии.
Обстоятельства: Сетевая организация полагала, что услуги должны быть оплачены по индивидуально установленному для нее тарифу, так как: 1) В отношении электроснабжения дачного поселка она не является организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя; 2) Она арендовала объекты электросетевого хозяйства и оказала с помощью него спорные услуги.
Решение: 1) Требование удовлетворено, так как дачный поселок не является монопотребителем, собственники домов оплачивают энергию гарантирующему поставщику как потребители, для расчетов применим индивидуальный тариф; 2) В удовлетворении требования отказано, так как эти объекты не учитывались при установлении указанного тарифа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2016 г. в„– Ф09-377/16
Дело в„– А60-17372/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Черемных Л.Н., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УралЭнергоСети" (далее - общество "УралЭнергоСети", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2015 по делу в„– А60-17372/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, назначенном на 10.02.2016, приняли участие представители:
общества "УралЭнергоСети" - Тюленева М.Х. (доверенность от 09.02.2016);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") - Карфидова Е.Ю. (доверенность от 01.01.2016 в„– 114/2016);
открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс") - Уразбаева А.М. (доверенность от 30.04.2015 в„– 66АА2903942), Арнаутова О.Н. (доверенность от 30.04.2015 в„– 66АА2903914).
Открытым акционерным обществом "Екатеринбургэнергосбыт" (далее - общество "Екатеринбургэнергосбыт"), Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) заявлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 10.06.2016 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 ч 45 мин. 16.02.2016.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей:
общества "УралЭнергоСети" - Монтиле Н.А. (директор, решение от 06.12.2013 в„– 1), Тюленева М.Х. (доверенность от 09.02.2016);
общества "МРСК Урала" - Окишева Н.В. (доверенность от 01.01.2016 в„– 104/2016), Карфидова Е.Ю. (доверенность от 01.01.2016 в„– 114/2016);
общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Уразбаева А.М. (доверенность от 30.04.2015 в„– 66АА2903942), Арнаутова О.Н. (доверенность от 30.04.2015 в„– 66АА2903914);
общества "Екатеринбургэнергосбыт" - Пюрко В.Ю. (доверенность от 03.12.2015 в„– 10/198Д);
РЭК Свердловской области - Самошкина Н.В. (доверенность от 21.01.2016 в„– 13-10/193), Нагибин С.Г. (доверенность от 11.01.2016 в„– 13-10/2).
Общество "УралЭнергоСети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании задолженности за оказанные в январе и в феврале 2015 года услуги по передаче электроэнергии: с общества "МРСК Урала" в размере 10 172 833 руб. 96 коп., с общества "ЭнергосбыТ Плюс" в размере 82 623 руб. 59 коп., с общества "Екатеринбургэнергосбыт" в размере 9 914 760 руб. 39 коп., с общества с ограниченной ответственностью "АРСТЭМ-ЭнергоТрейд" (далее - общество "АРСТЭМ-ЭнергоТрейд") в размере 148 86 руб. 47 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены РЭК Свердловской области, открытое акционерное общество "Екатеринбургская электросетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "УК" Интерком", общество с ограниченной ответственностью "УРАЛ БИЛД", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Территориальный центр медицины катастроф", общество с ограниченной ответственностью "ИМЕРЕТИ", общество с ограниченной ответственностью "Статус-М", общество с ограниченной ответственностью "УК "ЭнергоСервис", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "ГОРСВЕТ", Уральский филиал Государственного центра современного искусства, ГКУСО "Автохозяйство Правительства Свердловской области", общество с ограниченной ответственностью "Традиционный стиль", открытое акционерное общество "Сбербанк России", ДНП "Лукоморье", Некоммерческое партнерство "Объединение собственников здания на Горького, 63".
Решением суда от 14.08.2015 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении исковых требований общества "УралЭнергоСети" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 (судьи Назарова В.Ю., Гладких Д.Ю., Яринский С.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "УралЭнергоСети" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "УралЭнергоСети" указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на то, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на письма Минэнерго от 23.03.2015 в„– 09-887, ФСТ России от 08.04.2015 в„– ЕП-4125/12, ФАС России от 04.03.2015 в„– АТ/9903/15, утверждает, что постановление РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 260-ПК противоречит имеющему большую юридическую силу нормативному акту в части отнесения истца к моносетевым организациям, поскольку дачные некоммерческие партнерства (по настоящему делу - ДНП "Лукоморье") не могут быть отнесены к монопотребителям в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Оспаривая выводы судов о том, что удовлетворение исковых требований в части предъявленного объема оказанных услуг по передаче электрической энергии по объектам электрического хозяйства, приобретенным истцом по договору аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14 (2014-06-015/02), приведет к возникновению неучтенных расходов в необходимой валовой выручке (далее - НВВ) у общества "МРСК Урала", заявитель указывает на то, что увеличение или уменьшение объемов передачи электрической энергии либо состава оборудования не приводят к пересмотру установленных для сетевой организации индивидуальных тарифов в течение срока их действия.
Заявитель не согласен также с выводами судов о том, что взимание с населения и приравненных к нему категорий потребителей платы за потребленную электрическую энергию по иным тарифам законом не предусмотрено, поскольку требования об оплате услуг по передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства ДНП "Лукоморье" предъявлены к обществу "МРСК Урала" (территориальная сетевая организация, "держатель котла"), обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (гарантирующий поставщик). При этом ни общество "МРСК Урала", ни общество "ЭнергосбыТ Плюс" не входят в перечень потребителей, приравненных к такой категории как население.
В отзывах на кассационную жалобу, а также дополнениях к ним общество "МРСК Урала", РЭК Свердловской области, общество "Екатеринбургэнергосбыт", общество "ЭнергосбыТ Плюс" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ответчиков и третьего лица поддержали возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "УралЭнергоСети" является собственником объектов электросетевого хозяйства (двух трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ (ТП-7934, ТП-7935), а также КЛ 10 кВ протяженностью 2790 м, КЛ 0,4 кВ протяженностью 4675 м), предназначенных для электроснабжения дачного поселка Лукоморье в Сысертском районе Свердловской области (далее - объекты для электроснабжения ДНП "Лукоморье"). Право собственности на указанные объекты подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.01.2014 серия 66 АЖ в„– 335914.
Кроме того, общество "УралЭнергоСети" на момент рассмотрения спора владело на основании договора аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14 (2014-06-015/02), подписанного с закрытым акционерным обществом "Урал сеть инвест", следующими объектами электросетевого хозяйства: ТП-1496, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Горького, д. 63а; ТП-4418, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д. 16; ТП-2182, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Айвазовского, д. 53; РП-862, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19; кабельной линией 10 кВ, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, от ПС "Отрадное" до РП-862.
Между обществом "МРСК Урала" и обществом "УралЭнергоСети" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ (далее - договор от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ), по условиям которого общество "УралЭнергоСети" обязалось оказывать обществу "МРСК Урала" услуги по передаче электроэнергии, а общество "МРСК Урала" - оплачивать указанные услуги по утвержденному РЭК Свердловской области тарифу. В соответствии с приложением в„– 1 к договору от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ стороны согласовали в качестве точек отпуска (приема) электроэнергии точки на границе балансовой принадлежности по объектам для электроснабжения ДНП "Лукоморье".
Общество "УралЭнергоСети" обратилось в РЭК Свердловской области с заявкой на установление тарифа на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые обществом "УралЭнергоСети", на 2015 год.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области" утверждены тарифы для расчетов за услуги по передаче электроэнергии между обществом "УралЭнергоСети" и обществом "МРСК Урала" на 2015 год (плательщик за услуги по передаче электрической энергии общество "МРСК Урала").
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 260-ПК "Об установлении тарифов для расчетов за услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, обслуживающих преимущественно одного потребителя" общество "УралЭнергоСети" отнесено к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, и для общества "УралЭнергоСети" утвержден соответствующий тариф на передачу электроэнергии на 2015 год.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, общество "УралЭнергоСети" ссылалось на то, что с учетом постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК услуги по передаче электрической энергии, оказанные обществом "УралЭнергоСети", должно оплачивать общество "МРСК Урала"; с учетом постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 260-ПК, а также п. 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861), услуги по передаче электрической энергии, оказанные обществом "УралЭнергоСети", также должны оплачивать поставщики электрической энергии, потребители которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства общества "УралЭнергоСети", а именно - общество "ЭнергосбыТ Плюс", общество "Екатеринбургэнергосбыт", общество "АРСТЭМ-ЭнергоТрейд".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 260-ПК общество "УралЭнергоСети" отнесено к моносетевым организациям, следовательно, предъявление стоимости услуг по передаче электрической энергии должно производиться непосредственному потребителю - ДНП "Лукоморье"; постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 255-ПК об утверждении котлового тарифа обществу "МРСК Урала", объекты электросетевого хозяйства, приобретенные истцом по договору аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14, не учтены при утверждении единого (котлового) тарифа на передачу электроэнергии на 2015 год, следовательно, предъявление истцом стоимости услуг в данной части приведет к возникновению неучтенных при установлении тарифов расходов у общества "МРСК Урала".
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. Суд апелляционной инстанции указал, что объекты электросетевого хозяйства, приобретенные истцом по договору аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14, не включены в договор от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ и не учитывались при установлении индивидуального тарифа для истца, следовательно, требование об оплате услуг по спорным объектам электросетевого хозяйства по установленному для истца индивидуальному тарифу является злоупотреблением правом (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку оно направлено исключительно в обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов потребителей услуг и сетевых организаций.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правомерно отказано во взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства, принятых истцом по договору аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14, в связи со следующим.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (п. 2 ст. 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных ст. 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.
Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее Основные положения в„– 442), п. 69, 73 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования в„– 1178).
В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (п. 2, 40, 41 Основных положений в„– 442, п. 2 Правил в„– 861).
Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 2, подп. "а" п. 15 Правил в„– 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 6, 46 - 48 Правил в„– 861, подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в„– 1178).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (п. 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, далее - Правила в„– 1178).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (п. 3, 42 Правил в„– 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы) (п. 42 Правил в„– 861, п. 49 Методических указаний в„– 20-э/2).
При расчетах в рамках указанной модели по принципу "котел сверху" потребитель (либо в его интересах - сбытовая организация) заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе "держателем котла", поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях "держатель котла" является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, не имеют права заключать договоры непосредственно с потребителями и получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых "держатель котла" является заказчиком услуг (п. 8, пункты 34 - 42 Правил в„– 861).
В соответствии с п. 42 Правил в„– 861, п. 63 Основ ценообразования в„– 1178, п. 49 Методических указаний в„– 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются единые (котловые) и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице в„– П1.30 Методических указаний 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ (услуг), выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем полезного отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (п. 12, 17, 18 Правил в„– 1178, п. 81 Основ ценообразования в„– 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (п. 2 ст. 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, п. 64 Основ ценообразования в„– 1178, п. 7, 22, 23, 31 Правил в„– 1178, разделы IV, V Методических указаний в„– 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
Состав объектов электросетевого хозяйства, участвующих в оказании услуг, предопределяется, помимо прочего, точками поставки конечных потребителей, которые в отношениях между смежными сетевыми организациями в рамках котловой экономической модели по принципу "котел сверху" не могут отличаться от тех, что установлены в отношениях между "держателем котла" с потребителями услуг (сбытовыми организациями, действующими в их интересах).
Перенос сетевой организацией точки поставки без согласования с "держателем котла" не обязывает последнего в безусловном порядке оплатить услугу в этой точке.
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между всеми сетевыми организациями региона.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении и заложенной в нем НВВ.
Учитывая изложенное, исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на момент подачи обосновывающих документов в РЭК Свердловской области для установления индивидуальных тарифов на 2015 год владельцем спорных объектов являлось общество "Урал сеть инвест", соответственно, указанные объекты были учтены при формировании индивидуальных тарифов на 2015 год для общества "Урал сеть инвест"; одноставочный тариф, установленный для общества "Урал сеть инвест" на 2015 год постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 264-ПК составлял 0,010 руб. / кВт/ч, а одноставочный тариф, установленный для истца на 2015 год постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК, составляет 2,334 руб. / кВт/ч, то есть тариф истца, установленный на спорный период в 223,4 раза превышает экономически обоснованную цену на эти услуги (тариф для пары смежных сетевых организаций общества "МРСК Урала" - общества "Урал сеть инвест") на 2015 год. Кроме того, судами установлено, что истец сведения об изменении состава электросетевого хозяйства, точек отпуска и поставки электрической энергии, договор аренды от 10.12.2014 в„– 56УСИ-30АС-070/14, счета-фактуры, акты об оказании услуг, сводные ведомости объемов переданной электрической энергии за спорный период в адрес общества "МРСК Урала" не направлял.
В связи с чем судами сделан правильный вывод о недобросовестности истца, выраженной в том, что в течение периода регулирования была произведена передача электросетевого имущества от одной сетевой организации к другой без видимых (объективных) причин, и правомерно отказано в данной части в удовлетворении исковых требований.
Между тем, суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
В силу п. 15(4) Правил в„– 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 в„– 179) в случае если сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии указанной сетевой организации по установленному для нее тарифу и услуги по передаче электрической энергии прочим сетевым организациям, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
В Приложении в„– 3 к Основам ценообразования в„– 1178 (введенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 в„– 179) установлены критерии отнесения к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, в частности к таким организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (далее - монопотребитель).
Под единым технологическим процессом понимается совокупность взаимосвязанных технологических операций, обеспечивающих непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности соответствующей организации и направленных на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что у ДНП "Лукоморье" нет энергопринимающих устройств, которые бы использовались им в рамках единого технологического процесса
Судами установлено, что между обществом "МРСК Урала" и обществом "УралЭнергоСети" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих истцу и предназначенных для обслуживания ДНП "Лукоморье". На 2015 год истцу установлен индивидуальный тариф для расчетов между парой сетевых организаций - общества "МРСК Урала" и общества "УралЭнергоСети" (постановление РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК).
В соответствии с пунктом 69 Основных положений в„– 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п. 184 Основных положений в„– 442).
Судами установлено и подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителями общества "ЭнергосбыТ Плюс" как гарантирующего поставщика предъявление в адрес граждан - собственников домов ДНП "Лукоморье" по договорам энергоснабжения объемов потребленной электрической энергии по тарифам для населения, следовательно, дополнительное предъявление таким потребителям задолженности за оказанные истцом в январе и в феврале 2015 года услуги по передаче электроэнергии будет противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354.
Учитывая изложенное, общество "УралЭнергоСети" в отношении объектов электросетевого хозяйства, предназначенных для обслуживания ДНП "Лукоморье", не отвечает критериям отнесения к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, установленным в Приложении в„– 3 к Основам ценообразования в„– 1178.
Следовательно, учитывая наличие договора от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ и индивидуального тарифа у истца (постановление РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК), суды в пределах предоставленных им полномочий косвенного нормоконтроля неправомерно отказали истцу в удовлетворении требований в части взыскания стоимости услуг по передаче электрической энергии в отношении объемов услуг по потребителю ДНП "Лукоморье".
Неприменение в рассматриваемой ситуации постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 260-ПК "Об установлении тарифов для расчетов за услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, обслуживающих преимущественно одного потребителя" соответствует ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Довод общества "МРСК Урала" о том, что истец не может быть отнесен к территориальным сетевым организациям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 в„– 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" подлежит отклонению судом кассационной инстанции, учитывая, что данный нормативный акт как на момент установления для общества "УралЭнергоСети" индивидуального тарифа на 2015, так и в рассматриваемый период оказания услуг не действовал.
Полномочия суда кассационной инстанции определены в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, когда фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судами правильно установлены фактические обстоятельства дела, в части объема оказанных услуг возражений общество "МРСК Урала" не высказывало, однако судами неверно применены положения п. 15(4) Правил в„– 861, Приложения в„– 3 к Основам ценообразования в„– 1178, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества "УралЭнергоСети" к обществу "МРСК Урала" в части взыскания задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в январе, феврале 2015 по договору от 20.03.2014 в„– 302-ПЭ на объекты ДНП "Лукоморье" в соответствии с индивидуальным тарифом, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2014 в„– 261-ПК (в январе 2015 года - сумма задолженности составила 54 920 руб. 96 коп., в феврале 2015 - 54 766 руб. 14 коп.), итого сумма, подлежащая взысканию, составляет 109 687 руб. 10 коп.
Государственная пошлина по иску, а также за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб подлежит взысканию в порядке, предусмотренном ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2015 по делу в„– А60-17372/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 по тому же делу отменить в части отказа в взыскании с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралЭнергоСети" суммы задолженности в размере 109 687 руб. 10 коп., государственной пошлины по иску в размере 796 руб. 43 коп.
В данной части принять новый судебный акт. Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралЭнергоСети" сумму задолженности за услуги по передаче электроэнергии в размере 109 687 руб. 10 коп., в возмещение расходов истца по уплате государственной пошлины сумму в размере 796 руб. 43 коп.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралЭнергоСети" 6 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
Л.Н.ЧЕРЕМНЫХ
А.А.САФРОНОВА
------------------------------------------------------------------