Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2016 N Ф09-1933/15 по делу N А60-30653/2014
Требование: О признании кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
Обстоятельства: Собственник помещений сослался на то, что сведения о кадастровой стоимости спорных помещений являются недостоверными, в результате чего нарушаются его права как плательщика налога на имущество.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на территории субъекта РФ не принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество, следовательно, права собственника не нарушены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. в„– Ф09-1933/15

Дело в„– А60-30653/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал Рент Групп" (далее - общество "Урал Рент Групп") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2015 по делу в„– А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Урал Рент Групп" - Камалов Д.Р. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1);
Правительства Свердловской области - Кашина М.Е. (доверенность от 22.01.2016);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Пинягин Е.С. (доверенность от 30.12.2015 в„– 08-17/290).

Общество с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (в настоящее время - общество "Урал Рент Групп") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости равной рыночной стоимости следующих объектов капитального строительства: площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1811 - 15 115 198 руб.; площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1808 - 7 619 811 руб.; площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1809 - 2 341 010 руб.; площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2131 - 24 168 368 руб.; площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1813 - 149 326 руб.; площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1810 - 11 674 616 руб.; площадью 31 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2130 - 1 321 885 руб.; площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1812 - 1 057 505 руб.; площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:1814 - 1 343 204 руб.; площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2133 - 477 585 руб.; площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2128 - 622 562 руб.; площадью 43 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2129 - 1 833 579 руб.; площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер в„– 66:41:0704024:2126 - 20 756 141 руб., расположенных в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением от 07.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2015 решение от 07.11.2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 24.07.2015 (судья Ефимов Д.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Жукова Т.М., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе общество "Урал Рент Групп" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель, ссылаясь на ст. 24.20 и п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", просит внести в государственный кадастр недвижимости сведения о действительной рыночной стоимости помещений. Общество "Урал Рент Групп" указывает на то обстоятельство, что его обращение связано с целью исключения в будущем ситуации, когда областной законодатель, реализуя свои полномочия по введению налога на имущество на объекты капитального строительства исходя из кадастровой стоимости, установит указанные налоги, что приведет к необоснованно завышенным налогам, поскольку кадастровая стоимость объектов, принадлежащих обществу "Урал Рент Групп", значительно превышает их рыночную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Свердловской области просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При новом рассмотрении дела судами установлено, что истец является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109.
В соответствии со ст. 24.17 Закона в„– 135-ФЗ постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 в„– 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области" в отношении принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости по состоянию на 05.07.2012 установлена следующая кадастровая стоимость объектов: помещения площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 46 058 649,8 руб.; помещения площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 16 795 940,3 руб.; помещения площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809 - 4266992,7 руб.; помещения площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 65 543 805,9 руб.; помещения площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 1 204 706,5 руб.; помещения площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 33 856 138,8 руб.; помещения площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 2 409 413 руб.; помещения площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 927 530,4 руб.; помещения площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 2 448 274,5 руб.; помещения площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 870 497,6 руб.; помещения площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 1 134 755,8 руб.; помещения площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 3 342 089 руб.; помещения площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 55 657 440,3 руб.
Обществом "Урал Рент Групп" в материалы дела представлен "Отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных в строении (литера А) по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109", в„– 6639007339-2014-190 (8592), подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр экспертиз".
Согласно данному отчету рыночная стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости по состоянию на 05.07.2012 составляет: помещения площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 15 115 198 руб.; помещения площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 7 619 811 руб.; помещения площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809 - 2 341 010 руб.; помещения площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 24 168 368 руб.; помещения площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 149 326 руб.; помещения площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 11 674 616 руб.; помещения площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 1 321 885 руб.; помещения площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 057 505 руб.; помещения площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 1 343 204 руб.; помещения площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 477 585 руб.; помещения площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 622 562 руб.; помещения площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 1 833 579 руб.; помещения площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 20 756 141 руб.
Считая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества недостоверными, не соответствующими представленному в материалы дела отчету "Об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных в строении литеры А по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109", в результате чего нарушаются его права как плательщика налога на имущество организаций, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд с соответствующим иском.
При новом рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Из части 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1, 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в частности об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Свердловской области от 24.11.2014 в„– 100-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", вступившим в законную силу с 01.01.2015, Закон Свердловской области от 27.11.2003 в„– 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" дополнен ст. 1-1 об особенностях определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно ст. 1-1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 в„– 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещения в них; 2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств со стороны истца того, что здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109, является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и его общая площадь составляет свыше 5 000 квадратных метров, выводы судов о том, что принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества, находящиеся в указанном здании, не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций, налоговая база по которым определяется в соответствии с положениями ст. 1-1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 в„– 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являются правильными.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не затрагивает права общества "Урал Рент Групп" как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Свердловской области. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, у общества "Урал Рент Групп" отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что необходимо установить кадастровую стоимость объектов принадлежащих обществу "Урал Рент Групп", чтобы исключить в будущем завышение налогов на имущество в случае введения областным законодателем указанного налога исходя из кадастровой стоимости, судом кассационной инстанции подлежит отклонению, поскольку на территории Свердловской области не принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем установление кадастровой стоимости имущества в размере, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 в„– 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области", не нарушает законных прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. По смыслу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованными являются лица, чьи права и (или) охраняемые законом интересы нарушены или могут быть нарушены в результате совершения действий (бездействия) участников гражданских, публичных правоотношений.
Поскольку истцом не было указано на нарушение или оспаривание иных его прав и законных интересов, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2015 по делу в„– А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал Рент Групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------