Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2016 N Ф09-12020/15 по делу N А76-13049/2015
Требование: О признании незаконным отказа во внесении изменений в градостроительный план земельного участка, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Общество сослалось на то, что установленный в плане максимальный процент застройки не соответствует градостроительному регламенту.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как градостроительный регламент устанавливает параметры разрешенного строительства, в том числе максимальный коэффициент застройки, ограничений по установлению минимального коэффициента законом не предусмотрено, указание в градостроительном плане максимального процента застройки в размере, менее максимального коэффициента, предусмотренного градостроительным регламентом, не противоречит закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. в„– Ф09-12020/15

Дело в„– А76-13049/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Кравцовой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" (далее - общество "Галс ЛТД", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2015 по делу в„– А76-13049/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Галс ЛТД" - Кузнецов В.А. (доверенность от 22.07.2015).

Общество "Галс ЛТД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа о внесении изменений в градостроительный план земельного участка в„– RU 74315000-0000000004715 (далее - градплан) и обязании совершить действия.
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - управление архитектуры).
Решением суда от 11.08.2015 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Галс ЛТД" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, признание судами соответствующим закону внесение индивидуально-определенного минимального показателя коэффициента застройки участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, нарушает сложившуюся судебную практику, согласно которой замена максимального коэффициента застройки на минимальный означает уменьшение параметров возможного использования земельного участка, что ограничивает права собственника объекта недвижимости на застройку земельного участка и реконструкцию объекта недвижимости на таком участке.
Заявитель жалобы указывает, что вывод суда об изменении площади застройки путем внесения изменения в документацию по планировке с межеванием территории в границах улиц: Новороссийская - Л. Чайкиной - Масленникова - Машиностроителей в Ленинском районе города Челябинске является ошибочным, не соответствует закону.
Отзывов на кассационную жалобу администрацией, управлением архитектуры не представлено.

Как следует из материалов дела, 26.09.2014 обществом "Галс ЛТД" подано заявление в адрес главы администрации на подготовку, утверждение и выдачу градплана земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, площадью 2 365 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0322003:10, для реконструкции существующего объекта.
Распоряжением администрации от 08.12.2014 в„– 8401 утвержден градплан. Согласно п. 2.2.3. градплана "Максимальный процент застройки (существующее здание) в границах земельного участка - 37,7%".
Полагая, что установление в градплане показателя "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" в размере 37,7%" противоречит положению "Свод правил. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 в„– 820 (далее - СП 42.13330.2011, Свод правил), общество "Галс ЛТД" 26.01.2015 обратилось с жалобой в администрацию.
Письмом от 24.02.2015 в„– 10-611/15-0-1 администрация отказала в приведении коэффициента застройки земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10 в соответствие с нормативными документами.
Не согласившись со сведениями, внесенными в указанный градплан, с отказом во внесении в него изменений, общество "Галс ЛТД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционных инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными при установлении совокупности предусмотренных данной нормой условий - несоответствия акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 1, 2 ст. 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46).
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства (ч. 11).
Часть 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 2), которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).
В силу ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка (далее - форма) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время такая форма утверждена приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 в„– 207.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 в„– АКПИ12-290 разъяснено, что подп. 2.2.1 - 2.2.4 формы, воспроизводя положения указанных норм Кодекса, фактически закрепляют возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития. Указанные сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.
Тем самым утверждается положение, когда правообладатели объектов недвижимости могут по своему усмотрению выбирать в пределах этих требований виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости, обращаться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, используя информацию о градостроительном регламенте, содержащуюся в оспариваемых п. 2.2.1 - 2.2.4 формы, обязательность включения которой в состав градостроительного плана земельного участка предписана п. 4 ч. 3 ст. 44 указанного Кодекса.
Согласно ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации допустимые параметры объектов градостроительной деятельности для нового строительства или реконструкции существующих должны быть определены и обоснованы документацией по планировке территории (проектом планировки и межевания).
На основании подп. 1 п. 7 Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 в„– 21/2, управление архитектуры обеспечивает подготовку градостроительного плана земельного участка на основании документации по планировке территории.
Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 в„– 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" (ч. 3. Градостроительные регламенты (приложение 3).
Согласно п. 5 ст. 3 Правил, они обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории города Челябинска.
Судами установлено, что согласно Градостроительным регламентам спорный земельный участок соответствует территориальной зоне В.2.2. "Жилая территориальная зона (зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше)".
В таблице "Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" указаны все необходимые параметры для занесения в градостроительный план земельного участка, в том числе и максимальный коэффициент застройки - 0,4, в условиях реконструкции - 0,6.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли, что из содержания изложенных норм следует, что Градостроительный регламент устанавливает предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства"; указаны, в том числе и максимальный коэффициент застройки, то есть тот максимум, который может установить орган местного самоуправления при утверждении и выдаче застройщику градостроительного плана земельного участка. Каких-либо ограничений по установлению минимального коэффициента застройки законодательством не предусмотрено.
В силу п. 1.1 Свода правил названный документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Таблицей Г1 установлен коэффициент застройки земельных участков территориальной зоны, где предусмотрена застройка многоквартирными жилыми домами, в пределах - 0,4, а при реконструкции - 0,6. Данные показатели коэффициента застройки земельных участков также являются максимально допустимыми.Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к верным выводам о том, что указание администрации в п. 2.2.3. градплана земельного участка с кадастровым номером 74:36:0322003:10, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9-А, "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" - 37,7%" (менее максимального коэффициента застройки земельного участка, предусмотренного положениями Правил в„– 207 и СП 42.13330.2011), само по себе не противоречит законодательству Российской Федерации.
Кроме того, судами отмечено, что в приложении Г Свода правил предусмотрено, что в региональных, местных градостроительных нормативах и правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка, число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт) (Г.2).
Материалами дела подтверждено, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, входит в состав проекта планировки с межеванием территории в границах улиц: Новороссийская - Л. Чайкиной - Масленникова - Машиностроителей в Ленинском районе города Челябинске, утвержденного постановлением главы города Челябинска от 07.08.2008 в„– 199-п.
Согласно указанному проекту планировки площадь застройки здания на земельном участке, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Масленникова, 9А, составляет 750 кв. м, что по отношению к спорному земельному участку составляет 31,7%.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что для изменения площади застройки спорного земельного участка необходимо внести изменения в документацию по планировке и межеванию территории в границах улиц: Новороссийская - Л. Чайкиной - Масленникова - Машиностроителей в Ленинском районе города Челябинске (с необходимостью проведения публичных слушаний по данному вопросу).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Основания для переоценки вывода судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2015 по делу в„– А76-13049/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галс ЛТД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.В.АННЕНКОВА

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Ю.В.ВДОВИН


------------------------------------------------------------------