Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 N Ф09-329/16 по делу N А60-22812/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации ликвидации юридического лица, обязании устранить нарушения прав.
Обстоятельства: В регистрации отказано в связи с непредставлением определенных законом документов .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент утверждения ликвидационного баланса обществу и его ликвидатору было известно о проведении в отношении общества выездной налоговой проверки, о допущенных нарушениях налогового законодательства, при этом в ликвидационном балансе не отражены достоверные сведения об имущественном положении общества и о наличии у него задолженности по налоговым обязательствам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. в„– Ф09-329/16

Дело в„– А60-22812/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сердитовой Е.Н.,
судей Оденцовой Ю.А., Плетневой В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШЭЛП" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2015 по делу в„– А60-22812/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Смолкин А.П. (доверенность от 09.12.2015 в„– 04-15/30449).

Общество с ограниченной ответственностью "ШЭЛП" (далее - общество "ШЭЛП") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 25 по Свердловской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 25.03.2015 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации ликвидации общества "ШЭЛП" на основании заявления и документов, представленных на государственную регистрацию 25.03.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2015 (судья Соболева Н.В.) в удовлетворении заявления общества "ШЭЛП" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 (судьи Мартемьянов В.И., Мармазова С.И., Романов В.А.) решение суда первой инстанции от 18.08.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ШЭЛП" просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные им требования.
По мнению заявителя, судами при рассмотрении данного дела необоснованно приняты во внимание материалы выездной налоговой проверки, проведенной в отношении общества "ШЭЛП", поскольку проверка начата налоговым органом более чем через год после истечения срока на предъявление требований кредиторов, требования на сумму 23 503 394 руб. 41 коп. ликвидатору общества в установленном порядке не предъявлены, задолженность на указанную сумму на дату принятия регистрирующим органом оспариваемого решения отсутствовала. Заявитель обращает внимание, что представитель заинтересованного лица в судебном заседании 14.08.2015 ссылался на наличие задолженности общества "ШЕЛП" в сумме 32 000 руб., поскольку на указанную дату акт выездной налоговой проверки в законную силу не вступил.
Общество "ШЭЛП" не согласно с выводом судов о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. Ссылаясь на ст. 61, 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), заявитель указывает, что содержащиеся в ликвидационном балансе сведения могут быть признаны недостоверными лишь в случае отсутствия в нем сведений о задолженности, существовавшей на дату составления баланса и предъявленной кредитором ликвидируемому должнику в установленном порядке и в установленные сроки. Поскольку в предъявленном на государственную регистрацию ликвидационном баланса имевшаяся на дату его составления задолженность в размере 32 000 руб. учтена, заявитель полагает, что оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имелось.
Общество "ШЭЛП" считает, что поскольку ликвидатором установлено отсутствие у общества имущества и денежных средств для погашения кредиторской задолженности в размере 32 000 руб., необходимые условия для обращения в суд с заявлением о признании общества "ШЭЛП" несостоятельным (банкротом) отсутствуют (сумма требований составляет менее 300 000 руб.), ликвидация общества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации. Ссылаясь на то, что общество "ШЭЛП" провело процедуру ликвидации в соответствии в действующим законодательством, заявитель полагает, что основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствовали.
От регистрирующего органа поступил отзыв, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, единственным участником общества "ШЭЛП" принято решение от 02.10.2013 в„– 3 о ликвидации общества и назначении ликвидатором Сидоровой Дарьи Владимировны.
Названное хозяйственное общество известило регистрирующий орган о принятии единственным участником общества соответствующего решения, в Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2015 внесена запись о принятии указанного решения. Сообщение о ликвидации общества "ШЭЛП" опубликовано в печатном издании "Вестник государственной регистрации" от 16.10.2013 в„– 41 (450), установлен срок предъявления требований кредиторов - 2 месяца.
Решением единственного участника общества "ШЭЛП" от 31.12.2014 в„– 4 утвержден промежуточный ликвидационный баланс; решением от 13.03.2015 в„– 5 утвержден ликвидационный баланс общества.
Общество "ШЭЛП" 25.03.2015 представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма 16001), квитанцию об уплате государственной пошлины, решение от 13.03.2015 в„– 5, ликвидационной баланс на 13.03.2015, публикацию сообщения о принятии решения о ликвидации.
Решением от 25.03.2015 в„– 1957А регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации общества "ШЭЛП" в связи с непредставлением заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, а именно - ликвидационного баланса.
Ссылаясь на то, что указанное решение регистрирующего органа не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "ШЭЛП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
Таким образом, по смыслу приведенных положений действующего законодательства в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Изучив имеющиеся в материалах данного дела документы (материалы регистрационного дела, материалы камеральной и выездной налоговых проверок) суды установили, что в ходе камеральной налоговой проверки общества "ШЭЛП" налоговым органом выявлены отклонения в сведениях о доходах от реализации названным обществом товаров, заявленных в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость за 2012 год в размере 6 396 663 руб.; согласно сведениям, полученным из банка, сумма выручки, поступившая на расчетные счета общества в период с 2011 года по 2013 год в оплату за реализованные товары, превышает сумму доходов, отраженную в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость и бухгалтерской отчетности за указанный период. В адрес общества "ШЭЛП" налоговым органом направлено уведомление от 27.02.2014 в„– 13-42/3600лкв.
Налоговым органом 30.12.2014 принято решение в„– 540 о проведении в отношении общества "ШЭЛП" выездной налоговой проверки, выставлено требование от 30.12.2014 в„– 40447 о предоставлении документов (информации) с которыми ликвидатор общества Сидорова Д.В. ознакомлена 20.02.2015. О невозможности предоставления истребуемых налоговым органом документов в связи с тем, что директор общества не передал их ликвидатору, последний указал при получении требования.
По результатам выездной налоговой проверки выявлена неуплата обществом налога на добавленную стоимость в сумме 7 865 051 руб., налога на прибыль организаций - 8 738 945 руб., транспортного налога - 21 335 руб., начислены пени в сумме 3 499 477 руб. 97 коп., налоговым органом составлен акт от 12.05.2015 в„– 19-19/9. Указанный акт направлен обществу "ШЭЛП" и ликвидатору названного хозяйственного общества 13.05.2015.
Решением от 03.07.2015 в„– 19-19/12 общество "ШЭЛП" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ему предложено уплатить недоимку, пени, штрафы в общей сумме 23 503 394 руб. 41 коп.
Суды также установили, что решением от 26.05.2015 названное хозяйственное общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 400 руб. за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год.
Установив, что на момент утверждения ликвидационного баланса 13.03.2015 обществу "ШЭЛП" и его ликвидатору было известно о проведении в отношении названного общества выездной налоговой проверки, о допущенных нарушениях налогового законодательства, при этом в представленном на государственную регистрацию ликвидационном балансе отражены лишь сведения о кредиторской задолженности в размере 32 000 руб., суды пришли к выводу, что указанный ликвидационный баланс не отражал достоверных сведений об имущественном положении общества и о наличии у него задолженности по налоговым обязательствам.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества "ШЭЛП", подтверждена материалами настоящего дела; данный документ не свидетельствует о соблюдении обществом требований п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган не представлены все необходимые документы (п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что при рассмотрении данного дела судами неправомерно приняты во внимание материалы выездной налоговой проверки, поскольку результаты проверки оформлены налоговым органом после принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица (25.03.2015), требование в размере 23 503 394 руб. не было предъявлено ликвидатору общества "ШЭЛП" в установленном порядке, подлежат отклонению с учетом вышеизложенного. Недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, подтверждается материалами данного дела; ликвидатор общества "ШЭЛП" был проинформирован о проведении в отношении указанного общества налоговой проверки, необходимости представления пояснений, передачи документов для осуществления налогового контроля; общество "ШЭЛП", исходя из выявленных налоговым органом нарушений действующего законодательства, должно было обладать информацией о наличии задолженности по налогам. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, имеющиеся в материалах дела доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2015 по делу в„– А60-22812/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШЭЛП" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Н.СЕРДИТОВА

Судьи
Ю.А.ОДЕНЦОВА
В.В.ПЛЕТНЕВА


------------------------------------------------------------------