Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 N Ф09-12287/15 по делу N А07-7983/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием в представленных документах необходимых сведений, наличием в них противоречий в части указания ограничения прав.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку заявления главы крестьянского хозяйства соответствуют установленным требованиям, оснований, препятствующих рассмотрению по существу вопросов о предоставлении спорных участков, не установлено. Ввиду изменения законодательства на уполномоченный орган не может быть возложена обязанность заключить договоры аренды в соответствии с ранее действовавшим порядком.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. в„– Ф09-12287/15

Дело в„– А07-7983/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Краснобаевой И.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы главы крестьянского (Фермерского) хозяйства Ганиевой Риммы Тагировны (далее - Ганиева Р.Т.) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 делу в„– А07-7983/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Ганиева Р.Т. обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Росимущества о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:1616, 02:47:100121:253, 02:47:101001:68, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район; обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду сроком на 49 лет названных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Региональная общественная организация "КАРПОВЫЙ КЛУБ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", общество с ограниченной ответственностью "БАШКИРСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ", публичное акционерное общество "ГАЗПРОМ", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2015 (судья Харисов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росимущества, на последнее возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес Ганиевой Р.Т. проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:1616, 02:47:100121:253, 02:47:101001:68, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район.
Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом от 13.11.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Деева Г.А.) решение суда первой инстанции отменено в части обязания Управления Росимущества направить в адрес Ганиевой Р.Т. проект договора аренды испрашиваемых земельных участков, а также распределения судебных расходов. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росимущества просит отменить его в части признания незаконным отказа в предоставлении в аренду Ганиевой Р.Т. испрашиваемых земельных участков. Указывает, что заявление о предоставлении земельных участков не соответствовало требованиям ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), в частности, отсутствовало обоснование размеров предоставляемых земельных участков. Полагает, что предоставлению земельных участков препятствует то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки являются частями земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:408, в то время как из публичных земель допускается предоставление только сформированных земельных участков.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Ганиева Р.Т. просит отменить его в части отказа возложить на Управление Росимущества обязанность по направлению проекта аренды испрашиваемых земельных участков. Заявитель указывает, что обращение в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, равно как и полученный отказ, имело место до 01.03.2015 - вступления в силу изменений земельного законодательства, следовательно к рассматриваемому случаю должны применятся нормы права, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, в том числе ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве (в ред. до 01.03.2015).

При рассмотрении спора судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 02:47:000000:408, общая площадь 59 192 644 кв. м, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район (свидетельство государственной регистрации права серии 04АБ 911045 от 30.04.2009).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 01.06.2015 в„– 04/101/020/2015-13848, 04/101/020/2015-13849, 04/101/020/2015-13851 право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:1616, 02:47:100121:253, 02:47:101001:68 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
13.11.2014 Ганиева Р.Т. зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в„– 31092А от 06.11.2014).
Ганиева Р.Т. обратилась в Управление Росимущества с заявлением от 20.11.2014 о предоставлении спорных земельных участков из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанное заявление получено Управлением Росимущества, входящий номер 11963 от 20.11.2014.
Письмом от 27.02.2015 в„– 05/1139 Управление Росимущества отказало Ганиевой Р.Т. в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:1616, 02:47:100121:253, 02:47:101001:68, сославшись на отсутствие в представленных документах сведений об условиях предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), об обосновании размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); на невозможность предоставления указанных земельных участков, которые являются частями ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:408; на наличие в представленных документах противоречий в части указания ограничения прав, так как из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Региональная общественная организация "КАРПОВЫЙ КЛУБ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" значится арендатором земельного участка площадью 1 112 787 кв. м, а также одновременно числится арендатором на весь земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:408.
Полагая, что отказ Управления Росимущества в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду является незаконным, нарушающим права Ганиевой Р.Т. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для оспариваемого отказа. При этом полномочия по направлению заявителю проекта договора аренды испрашиваемых земельных участков суд возложил на Управление Росимущества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа, при этом руководствуясь вступившими в силу с 01.03.2015 в соответствии Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) изменениями, устанавливающими иной порядок предоставления земельных участков для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отличный от порядка предоставления земельных участков, установленного нормами ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, действующими до 01.03.2015, отменил решение суда первой инстанции в части возложения на Управление Росимущества обязанности направить заявителю проект договора аренды испрашиваемых земельных участков.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о фермерском хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, определяющей последовательность действий заинтересованных субъектов в получении соответствующего земельного участка и принятия решения уполномоченным органом по вопросу такого предоставления.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (п. 5 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Судами установлено, что Ганиева Р.Т. неоднократно обращалась в Управление Росимущества с заявлениями о предоставлении для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков, поставленных на кадастровый учет, с кадастровыми номерами 02:47:000000:1616, 02:47:100121:253, 02:47:101001:68, сведения о площади которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в аренду сроком на 49 лет. При этом заявления и представленная в них информация соответствуют требованиями, установленным для них ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств наличия оснований, препятствующих рассмотрению по существу вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков, суды правомерно признали незаконным оспариваемый отказ.
Доводы Управления Росимущества отклоняются судом кассационной инстанции на основании вышеизложенного.
Довод о том, что испрашиваемые земельные участки являются частями земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:408 и следовательно не могут быть переданы заявителю в аренду, также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации и ряд положений статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утратили силу, с этого момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков для целей осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающий, в том числе, обязательное публичное информирование о предоставлении земельного участка, направленное на обеспечение гарантии равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Кроме того, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728, поскольку для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Таким образом, следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что на Управление Росимущества после 01.03.2015 не может быть возложена обязанность направить заявителю проект договора аренды испрашиваемых земельных участков в соответствии с ранее установленным порядком.
Принимая во внимание вышеуказанные разъяснения, а также положения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, суд кассационной инстанции отмечает, что также и до 01.03.2015 - вступления в силу изменений земельного законодательства, в отсутствие вышеуказанных действий на уполномоченный орган не может быть возложена обязанность направить заявителю проект договора аренды испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного доводы Ганиевой Р.Т. о том, что при рассмотрении данного дела следует применить ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, действовавшую на момент возникновения спорных правоотношений, то есть до 01.03.2015, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 по делу в„– А07-7983/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ганиевой Риммы Тагировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
И.А.КРАСНОБАЕВА
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------