По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2016 N Ф09-84/16 по делу N А50-6951/2015
Требование: О признании недействительным постановления органа исполнительной власти субъекта РФ об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: В ходатайстве о переводе участка из земель сельхозназначения с разрешенным использованием "для строительства и эксплуатации кемпинга" в земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения отказано со ссылкой на несоответствие генеральному плану населенного пункта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку перевод участка согласован с различными органами, для сельхозпроизводства участок непригоден ввиду примыкания к автодороге, ходатайство соответствует закону, необходимые документы к нему приложены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. в„– Ф09-84/16
Дело в„– А50-6951/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Правительства Пермского края (далее - Правительство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2015 по делу в„– А50-6951/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
Правительства - Смоляков А.Н. (доверенность от 11.11.2015);
индивидуального предпринимателя Кошелева Александра Дмитриевича (далее - предприниматель Кошелев А.Д.) - Галкин С.А. (доверенность от 01.03.2015);
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерства строительства и ЖКХ) - Лесянина М.В.
Предприниматель Кошелев А.Д. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления Правительства от 17.02.2015 в„– 78-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую"; обязании Правительства устранить допущенное нарушение прав путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 площадью 25179 кв. м, находящегося по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д. Нестюково, в 0,77 км юго-восточнее дома 32 по ул. Бабинская, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство строительства и ЖКХ.
Решением суда от 23.06.2015 (судья Лядова Г.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Правительство указывает, что Генеральным планом Двуреченского сельского поселения строительство кемпинга не предусмотрено и на картографическом материале не отражено. По мнению заявителя, поскольку целевое назначение земельного участка не соответствует утвержденному Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, оснований для удовлетворения требований не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края поддерживает доводы кассационной жалобы Правительства.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Кошелев А.Д. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено, что предприниматель Кошелев А.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 площадью 25179 кв. м, находящегося по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д. Нестюково, в 0,77 км юго-восточнее дома 32 по ул. Бабинская, право собственности предпринимателя на земельный участок зарегистрировано 23.12.2011.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.06.2011 с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации кемпинга и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Предприниматель Кошелев А.Д. обратился в Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Постановлением Правительства от 17.02.2015 в„– 78-п заявителю отказано в переводе земельного участка из одной категории земель в другую. В обоснование отказа указано на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 в„– 329.
Ссылаясь на то, что данный отказ противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель Кошелев А.Д. обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую земель, находящихся в частной собственности, осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую).
Статьей 2 указанного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о переводе земель из одной категории в другую по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (п. 8 данной статьи).
В ст. 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Судами установлено, что ходатайство предпринимателя Кошелева А.Д. о переводе земельного участка из одной категории в другую соответствует требованиям, указанным в Законе о переводе земель, необходимые документы к ходатайству приложены.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, которые в силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Между тем, земельный участок имеет разрешенное использование - для строительства и эксплуатации кемпинга, что не соответствует целям использования земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из Генерального плана Двуреченского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 в„– 329, следует, что спорный земельный участок расположен за пределами населенных пунктов и относится к землям промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности).
При этом перевод земельного участка в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения согласован с Администрацией муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", которой указано, что испрашиваемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге Федерального значения "Пермь - Екатеринбург", в связи с чем является непригодным для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также иными уполномоченными органами - Министерством транспорта Пермского края, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Поскольку спорный земельный участок расположен на землях промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности), а его разрешенное использование - для строительства и эксплуатации кемпинга, вывод судов о невозможности использования названного земельного участка для сельхозпроизводства является правильным, а ходатайство заявителя об изменении категории земельного участка следует признать обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации к землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В подп. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с подп. 13 ст. 3 названного Закона к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Учитывая, что местоположение спорного земельного участка и нахождение его на землях промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности) в соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения лицами, участвующими в деле, не оспаривается, принимая во внимание, что Генеральный план Двуреченского сельского поселения не содержит сведений о планируемом строительстве иного конкретного объекта на спорном земельном участке, обоснованным является вывод судов об отсутствии несоответствия целевого назначения земельного участка Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 в„– 329.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что оспариваемое постановление нарушает права предпринимателя Кошелева А.Д., правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2015 по делу в„– А50-6951/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ
------------------------------------------------------------------