Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.02.2016 N Ф09-545/16 по делу N А07-10930/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Органу исполнительной власти субъекта РФ предписано устранить нарушение, выразившееся в установлении льгот для организаций, выполняющих работы по государственным контрактам на содержание автомобильных дорог.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку постановление о предоставлении льгот по определению размера вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов, принято после состоявшегося аукциона, что не является нарушением ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. в„– Ф09-545/16

Дело в„– А07-10930/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган; ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2016 по делу в„– А07-10930/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Медведева Л.Д. (доверенность от 14.01.2016);
Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - комитет) - Насретдинов В.Ф. (доверенность от 22.06.2015);
Правительства Республики Башкортостан (далее - правительство; ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634) - Калеева Н.О. (доверенность от 20.12.2013 в„– 7-5627).

Правительство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительными решения и предписания в„– 14-А-180/15-14, вынесенных 13.04.2015 по делу в„– А07-180/15-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет, Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - учреждение).
Решением суда от 25.08.2015 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление настаивает на том, что любое лицо, отвечающее соответствующим требованиям, вправе участвовать в конкурсе, а значит, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия правительства по освобождению данных организаций от уплаты штрафов не является государственной или муниципальной преференцией.
По мнению антимонопольного органа, ООО "Башкиравтодор" получило указанную льготу не по результатам аукциона, а в результате внесения правительством изменений в Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, действующий на момент проведения аукциона по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, спустя почти 4 месяца после заключения государственного контракта в„– 10519-05 с учреждением. Более того, управление полагает, что изначально условия аукционной документации разработаны под одного хозяйствующего субъекта - ООО "Башкиравтодор".
В отзывах на кассационную жалобу правительство и комитет просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа руководителя управления от 12.01.2015 в„– 1 в отношении правительства возбуждено дело в„– А-180/15-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решением от 13.04.2015 по делу в„– А-180/15-14 правительство признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для вынесения названного решения послужило принятие правительством постановления от 07.04.2014 в„– 145, которым внесены изменения в постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 в„– 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" (далее - постановление в„– 145), в соответствии с которым для транспортных средств, являющихся собственностью либо находящихся в ином пользовании организаций, выполняющих работы по государственным контрактам для нужд Республики Башкортостан по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, нагрузки на ось которых не превышают 10 тонн, общей массой не более 50 тонн размер вреда определен равным нулю.
Предписанием от 13.04.2015 в„– 14-А-180/15-14 антимонопольный орган обязал правительство устранить нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем отмены постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2014 в„– 145 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 в„– 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" со сроком исполнения, не превышающего 30 дней с момента получения предписания.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, правительство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ) к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934, установлено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Согласно подп. 2 ч. 13 ст. 31 Закона в„– 257-ФЗ размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.Под государственными или муниципальными преференциями в силу п. 20 ст. 1 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Судами при исследовании материалов дела установлено, что открытый аукцион в электронной форме организаций на заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения состоялся в декабре 2013 г., по результатам которого с ОАО "Башкиравтодор" заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2014 - 2015 г.
Позже постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2014 в„– 145 размер вреда установлен в отношении транспортных средств организаций, выполняющих работу по государственным контрактам для нужд Республики Башкортостан по содержанию автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что принятие постановления о предоставлении льгот по определению размера вреда после состоявшегося аукциона не является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены по существу на оспаривание результатов аукциона, победителем которого стало ОАО "Башкиравтодор". Между тем вопрос о нарушении антимонопольного законодательства при проведении соответствующего аукциона не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2015 по делу в„– А07-10930/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ


------------------------------------------------------------------