По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2016 N Ф09-8619/15 по делу N А60-6974/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании заключить договор аренды участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участки из земель сельскохозяйственного назначения должны предоставляться гражданам и юридическим лицам на торгах.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок может быть предоставлен для осуществления деятельности крестьянского хозяйства без проведения торгов при обязательном публичном информировании населения о возможном его предоставлении, процедура по опубликованию сведений не начата, отказ органа местного самоуправления не нарушает требований закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. в„– Ф09-8619/15
Дело в„– А60-6974/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (далее - Жбенев Я.Н.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2015 по делу в„– А60-6974/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 11.01.2016 судебное заседание отложено на 09.02.2016.
В судебное заседание 09.02.2016 лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, в связи с чем судебное заседание проводится без их участия.
Жбенев Я.Н. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Сысертского городского округа (далее - администрация) в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду земельного участка площадью 176 066 кв. м. с кадастровым номером 66:25:1301002:2, о возложении на администрацию обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 09.06.2015 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 (судья Дюкин В.Ю., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Жбенев Я.Н. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела и установленным доказательствам.
Заявитель полагает, что судами сделан необоснованным вывод об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка. По его мнению, нормы п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей ред. от 01.03.2015), положения Решения Думы Сысертского городского округа в„– 225 от 28.01.2010 к рассматриваемой ситуации не применимы. Указывает, что вступившие в силу с 01.03.2015 изменения положений земельного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку отказ администрации в предоставлении заявителю в аренду земельного участка был выражен в письме от 19.11.2014 в„– 7713, то есть на момент вынесения обжалуемого отказа действовали иные положения. Ссылается на норму ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), устанавливающую особый порядок предоставления земель для крестьянских (фермерских) хозяйств, не предусматривающий предоставления земель в порядке аукциона. Полагает, что в отсутствие иных заявлений о предоставлении спорного земельного участка у администрации отсутствовали основания для отказа. Также выражает несогласие с выводом суда о пропуске заявителем срока исковой давности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Жбенев Я.Н., как учредитель крестьянского (фермерского) хозяйства, 28.10.2014 подал заявление в администрацию о предоставлении в аренду земельного участка площадью 176 066 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
19.11.2014 от администрации в адрес заявителя по указанному адресу электронной почты поступило письмо в„– 7713, из которого следует, что администрация отказывает в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает право заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду, Жбенев Я.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшая на момент возникновения спора) закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить, в том числе, заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления.
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден Решением Думы Сысертского городского округа в„– 225 от 28.01.2010. Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Принимая во внимание данные нормы права, а также установленные по делу обстоятельства обращения заявителя в уполномоченный орган с требованием о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и последующий отказ, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае процедура предоставления земельного участка не соблюдена, отсутствует публикация в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении.
При этом предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении данного дела следует применить ст. 12 Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, действовавшую на момент вынесения заинтересованным лицом обжалуемого отказа, подлежат отклонению.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728, поскольку для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права в их совокупности и не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2015 по делу в„– А60-6974/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ
------------------------------------------------------------------