Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2016 N Ф09-397/16 по делу N А07-11216/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа по жилищному и строительному надзору.
Обстоятельства: Управляющей многоквартирным домом организации предписано обеспечить устранение нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушения установлены; управляющая организация несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества дома независимо от срока управления им; только действующая управляющая организация может быть уполномочена на принятие мер к исправлению нарушений; орган, вынося предписание, действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. в„– Ф09-397/16

Дело в„– А07-11216/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергия" (ИНН: 0278212907, ОГРН: 1140280038216, далее - общество "УК "Энергия") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2015 по делу в„– А07-11216/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "УК "Энергия" - Сафина М.И. (доверенность от 01.02.2016).

Общество "УК "Энергия" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением о признании предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ИНН: 0278218377, ОГРН: 1140280411600, далее - комитет) от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 недействительным в части требований о выполнении пунктов:
код 11001050: в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (фановые трубы не выведены за пределы кровли (п. 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 в„– 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации);
коды 11901012, 11901010, 11901011: в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (неисправность асфальтового покрытия придомовой территории; п. 4.1.6, 4.1.7, 4.10.2.5 Правил и норм технической эксплуатации);
код 10401030: в срок до 15.07.2015 обеспечить проведение мероприятий по установлению причин и устранению нарушения (нарушение температурно-влажностного режима в жилых помещениях (наличие темных пятен по стенам и в местах соединения стыков оконных рам и откосов, плесень; п. 3.1.2 Правил и норм технической эксплуатации);
код 11101011: в срок до 15.07.2015 обеспечить устранение нарушений (отсутствие тяги в вентиляционных шахтах, а также их высота не соответствует требованиям п. 4.6.1.27 Правил и норм технической эксплуатации (ниже уровня 0,7 от уровня парапета и других выступающих частей крыши);
код 10501011: в срок до 15.07.2015 обеспечить устранение нарушений (наличие отслоившейся штукатурки по фасаду (балкон кв. 55; п. 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил и норм технической эксплуатации);
код 11101014: в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (неисправность вентиляционных шахт; п. 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации);
код 11101010: в срок до 15.08.2015 обеспечить устранение нарушений (вентиляционные шахты не выведены за пределы кровли (которые, находятся во вспомогательном помещении напротив кв. 61; п. 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эдем" (далее - общество "Эдем").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2015 (резолютивная часть от 23.07.2015; судья Крылова И.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (резолютивная часть от 27.10.2015; судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Энергия" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателем при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил и норм технической эксплуатации, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества "УК "Энергия", оно не является лицом, ответственным за устранение выявленных нарушений, а таким лицом является общество "Эдем", ранее являвшееся управляющей компанией в отношении спорного жилого дома.
Общество "УК "Энергия" полагает, что в данном случае к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, должны были быть привлечены собственники помещений проверяемого жилого дома.
Общество "УК "Энергия" указывает на ошибочность выводов судов о том, что оспариваемое предписание комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 является исполнимым, поскольку выявленные нарушения возникли в результате допущенного при строительстве дома брака, а не в результате эксплуатации дома обществом "УК "Энергия".
Общество "УК "Энергия" ссылается на то, что судами при принятии решения не дана оценка письму комитета от 16.07.2015 в„– 23561, которым выявлен факт подлога отрицательного заключения о соответствии спорного жилого дома, выданного Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Республики Башкортостан 28.12.2006 и утвержденного приказом Госархстройнадзора Республики Башкортостан от 28.12.2006 в„– 208, которое подтверждает, что жилой дом был сдан в эксплуатацию с отступлениями от проекта и со значительными строительными недоработками.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, комитетом на основании поступившего в его адрес обращения граждан от 05.05.2015 в„– 5866 и распоряжения от 05.05.2015 в„– 3918 проведена внеплановая выездная проверка по вопросам осуществления управляющей компанией деятельности в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Уфа, ул. Революционная, 92/4.
Управление названным жилым домом с 01.01.2015 осуществляет общество "УК "Энергия".
По результатам проверки составлен акт от 12.05.2015 в„– 15-3918-212-001, обществу "УК "Энергия" выдано предписание от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 по устранению выявленных нарушений, в частности по коду 11001050 - в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (фановые трубы не выведены за пределы кровли (п. 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации); по кодам 11901012, 11901010, 11901011 - в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (неисправность асфальтового покрытия придомовой территории; п. 4.1.6, 4.1.7, 4.10.2.5 Правил и норм технической эксплуатации); по коду 10401030 - в срок до 15.07.2015 обеспечить проведение мероприятий по установлению причин и устранению нарушения (нарушение температурно-влажностного режима в жилых помещениях (наличие темных пятен по стенам и в местах соединения стыков оконных рам и откосов, плесень; п. 3.1.2 Правил и норм технической эксплуатации); по коду 11101011 - в срок до 15.07.2015 обеспечить устранение нарушений (отсутствие тяги в вентиляционных шахтах, а также их высота не соответствует требованиям п. 4.6.1.27 Правил и норм технической эксплуатации (ниже уровня 0,7 от уровня парапета и других выступающих частей крыши); по коду 10501011 - в срок до 15.07.2015 обеспечить устранение нарушений (наличие отслоившейся штукатурки по фасаду (балкон кв. 55; п. 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил и норм технической эксплуатации); по коду 11101014 - в срок до 15.06.2015 обеспечить устранение нарушений (неисправность вентиляционных шахт; п. 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации); по коду 11101010 - в срок до 15.08.2015 обеспечить устранение нарушений (вентиляционные шахты не выведены за пределы кровли (которые, находятся во вспомогательном помещении напротив кв. 61; п. 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации).
Считая предписание комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 по устранению выявленных нарушений в названной части недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "УК "Энергия" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом сам факт наличия указанных в предписании нарушений общество "УК "Энергия" не оспаривало.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого предписания комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 по устранению выявленных нарушений в названной части требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 ст. 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила содержания общего имущества), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из содержания подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. "а" - "д" п. 2 названных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу подп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса.
Пунктом 13 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Суды, установив при рассмотрении материалов дела, что управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Революционная, 92/4, на момент проверки является общество "УК "Энергия", сделали с учетом правильного применения указанных норм права вывод о том, что именно общество "УК "Энергия" несет ответственность по содержанию и ремонту общего имущества указанного жилого дома независимо от срока управления многоквартирным домом и только действующая управляющая компания может быть уполномочена на принятие мер к исправлению выявленных нарушений.
Судами при этом отмечено, что, принимая многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г. Уфа, ул. Революционная, 92/4, от предыдущей управляющей организации по акту обследования от 28.04.2015, общество "УК "Энергия" как лицензированный субъект в сфере деятельности по управлению жилым фондом, должно было иметь представление о том, какой комплекс работ необходимо производить для содержания данного конкретного дома.
Судами выявлено, что комитетом во время проведения внеплановой выездной проверки в отношении подведомственного обществу "УК "Энергия" многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Уфа, ул. Революционная, 92/4, выявлены нарушения, в частности положений п. 3.1.2, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.6.1.27, 4.10.2.5, 5.7.2, 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали правомерный вывод о доказанности наличия в действиях именно общества "УК "Энергия" как действующей управляющей компании нарушений названных пунктов Правил и норм технической эксплуатации, следовательно, о соответствии оспариваемого предписания комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 по устранению выявленных нарушений требованиям действующего законодательства.
При этом суды с учетом положений ст. 20 Жилищного кодекса сделали обоснованный вывод о том, что при вынесении оспариваемого предписания от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 комитет действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества "УК "Энергия", изложенная в кассационной жалобе, на то, что оно не является лицом, ответственным за устранение выявленных нарушений, что с переходом управления домом к обществу "УК "Энергия" собственники жилых помещений не утратили договорных отношений с обществом "Эдем", подлежит, с учетом изложенного выше, отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка общества "УК "Энергия", изложенная в кассационной жалобе, на то, что в данном случае к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, должны были быть привлечены собственники помещений проверяемого жилого дома была предметом рассмотрения судами и получила надлежащую правовую оценку.
При этом суды с учетом положений ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отметили, что обществом "УК "Энергия" в данном конкретном случае не представлено доказательств, подтверждающих то, каким именно образом принятый по делу о признании недействительным предписания комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 судебный акт может повлиять на права и законные интересы указанных лиц. Кроме того заявления от самих собственников о вступлении в настоящее дело отсутствуют.
Ссылка общества "УК "Энергия", изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность выводов судов о том, что оспариваемое предписание комитета от 12.05.2015 в„– ЦО-15-212-039 является исполнимым, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства. Кассационный суд при этом отмечает, что в соответствии с формулировками оспариваемого предписания на общество "УК "Энергия" возложена обязанность именно обеспечить устранение нарушений.
Ссылка общества "УК "Энергия", изложенная в кассационной жалобе, на то, что судами при принятии решения не дана оценка письму комитета от 16.07.2015 в„– 23561, которым выявлен факт подлога отрицательного заключения о соответствии спорного жилого дома, выданного Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Республики Башкортостан 28.12.2006 и утвержденного приказом Госархстройнадзора Республики Башкортостан от 28.12.2006 в„– 208, подлежит отклонению как не имеющая отношения к данному конкретному спору. Независимо от причин возникновения нарушений, создающих угрозу безопасности и комфорту проживания граждан в жилых помещениях, принимать меры к устранению таких нарушений, используя для указанных целей весь предусмотренный действующим законодательством спектр возможных действий в защиту интересов собственников жилых помещений, обязана именно действующая управляющая компания.
Иные доводы общества "УК "Энергия", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2015 по делу в„– А07-11216/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------