Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2016 N Ф09-148/16 по делу N А07-8541/2015
Требование: О признании незаконными действий финансового органа по возврату без исполнения исполнительного листа о взыскании денежных средств с государственного казенного учреждения, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Действия мотивированы неверным указанием наименования учреждения, незаверением копии судебного акта.
Решение: Требование удовлетворено, так как в исполнительном листе наименование учреждения, иные его идентифицирующие признаки указаны в полном соответствии с резолютивной частью судебного акта, противоречия в наименовании учреждения связаны с существовавшей в реестре юридических лиц ошибкой, при этом учреждение могло быть однозначно идентифицировано, требования о заверении судом копии судебного акта закон не содержит.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. в„– Ф09-148/16

Дело в„– А07-8541/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - министерство финансов) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу в„– А07-8541/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство министерства финансов о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью "Корвет" (далее - общество "Корвет") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий министерства финансов, выразившихся в возврате без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668, и об обязании министерства финансов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Корвет" путем принятия к исполнению выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 39 по Республике Башкортостан, Государственное казенное учреждение материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 (судья Искандаров У.С.) действия министерства финансов по возвращению без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668 признаны незаконными. На министерство финансов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Корвет" путем принятия к исполнению выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (судьи Тимохин О.Б., Иванова Н.А., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению министерства финансов, в его действиях по возвращению без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668 нарушений ст. 242.1 Бюджетного кодекса, ст. 13 Закона об исполнительном производстве не имеется.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2014 по делу в„– А07-4052/2014 с Государственного казенного учреждения материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН: 0274157821, ОГРН: 1110280031542) в пользу общества "Корвет" (ИНН: 0276137411, ОГРН: 1120280005053) взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 24 595 руб. 80 коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме 6000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
По встречному иску с общества "Корвет" (ИНН: 0276137411, ОГРН: 1120280005053) в пользу Государственного казенного учреждения материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН: 0274157821, ОГРН: 1110280031542) взыскана неустойка в сумме 13 577 руб. 69 коп.
В результате зачета требований по первоначальному и встречному искам с Государственного казенного учреждения материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН: 0274157821, ОГРН: 1110280031542) в пользу общества "Корвет" (ИНН: 0276137411, ОГРН: 1120280005053) взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 11 018 руб. 15 коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме 6000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На основании названного вступившего в законную силу 17.10.2014 решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2014 по делу в„– А07-4052/2014 обществу "Корвет" 29.10.2014 выдан исполнительный лист серии АС в„– 004582668 с указанием в качестве должника Государственного казенного учреждения материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН: 0274157821, ОГРН: 1110280031542, дата регистрации 01.07.2011, 450002, Башкортостан Респ., Уфа г., Тукаева ул., д. 23).
Общество "Корвет" 14.11.2014 обратилось в министерство финансов с заявлением о взыскании денежных средств по указанному исполнительному листу серии АС в„– 004582668 с приложением доверенности представителя (оригинал), исполнительного листа серии АС в„– 004582668 (оригинал), копии решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2014 по делу в„– А07-4052/2014.
Министерство финансов уведомлением от 18.11.2014 в„– 08-12-505 возвратило обществу "Корвет" исполнительный лист серии АС в„– 004582668, выданный 29.10.2014 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2014 по делу в„– А07-4052/2014, без исполнения с указанием на несоответствие представленного документа требованиям подп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в частности наименование должника указано неверно, а также п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса и ч. 3.1 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности приложенная автоматизированная копия судебного акта не заверена судом.
Названное уведомление министерства финансов от 18.11.2014 в„– 08-12-505 получено обществом "Корвет" 16.01.2015.
Считая действия министерства финансов, выразившиеся в возврате без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668, незаконными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Корвет" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество "Корвет" просит обязать министерство финансов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Корвет" путем принятия к исполнению выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого бездействия министерства финансов, выразившегося в возврате без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668, требованиям действующего законодательства. При этом судами указано на наличие оснований для возложения на министерство финансов обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Корвет" путем принятия к исполнению выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Из содержания п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса следует, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 названного Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
В п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса перечислены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В силу подп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны, в том числе сведения о должнике и взыскателе, в частности для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исполнительном листе должны быть указаны, в частности наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; резолютивная часть судебного акта.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что министерство финансов, получив на исполнение выданный 29.10.2014 исполнительный лист серии АС в„– 004582688, выявило, что должником выступает "Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан". Однако согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, полное наименование должника - Государственное казенное учреждение материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
По мнению министерства финансов, указанные обстоятельства свидетельствуют о неверном указании наименования должника в выданном 29.10.2014 исполнительном листе серии АС в„– 004582668.
При этом судами отмечено, что в приложении к уведомлению от 18.11.2014 в„– 08-12-505 министерством финансов не указан какой-либо документ, подтверждающий неверное наименование должника, распечатка с сайта Федеральной налоговой службы по состоянию на ноябрь 2014 г. не сделана, к уведомлению не приложена.
Судами выявлено, что на момент вынесения Арбитражным судом Республики Башкортостан решения от 28.07.2014 по делу в„– А07-4052/2014 надлежащим наименованием должника являлось государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
В выданном 29.10.2014 исполнительном листе серии АС в„– 004582688 наименование должника и иные его идентифицирующие признаки (ОГРН, ИНН, адрес места нахождения) указаны в полном соответствии с резолютивной частью названного судебного акта, в частности в качестве должника указано - Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН: 0274157821, ОГРН: 1110280031542, дата регистрации 01.07.2011, 450002, Башкортостан Респ., Уфа г., Тукаева ул., д. 23).
Судами принято во внимание, что предложение Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о создании государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан принято на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 02.06.2011 в„– 607-р.
В соответствии с Уставом указанного учреждения полное официальное наименование учреждения - Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица при создании, поданного 30.06.2011 в налоговый орган, полным наименованием должника является государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.07.2011 подтверждается, что полным наименованием юридического лица является государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
В соответствии с регистрационным делом налогоплательщика в налоговый орган 26.09.2014 поступило заявление должника о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором в качестве наименования должника указано Государственное казенное учреждение материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16.04.2015 полным наименованием должника является Государственное казенное учреждение материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (дата внесения записи - 03.10.2014, дата окончания действия недействительных сведений - 04.08.2015).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.10.2015 полным наименованием должника является Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, суды сделали правомерный вывод о том, что в период с 03.10.2014 по 04.08.2015 полное наименование должника ошибочно утеряло слово "Управление". Установление лица, допустившего неточность (само учреждение или регистрирующий орган) в данном конкретном случае правового значения не имеет.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выданный Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительный лист серии АС в„– 004582668 требованиям ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве и постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 в„– 579 "О бланках исполнительных листов" соответствует.
При этом судами отмечено, что в данном конкретном случае должник однозначно может быть идентифицирован по таким его признакам как ИНН, ОГРН, адрес места нахождения, дата государственной регистрации юридического лица, а также на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 02.06.2011 в„– 607-р о создании юридического лица.
Таким образом, суды, приняв во внимание, что лицевой счет должника открыт в министерстве финансов, сделали правильный вывод о том, что действия министерства финансов по возвращению без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668 по признаку неверного указания наименования должника требованиям действующего законодательства не соответствуют.
Судами также указано, что согласно ч. 1 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. При отсутствии такого сообщения лицо, участвующее в деле, именуется в судебном акте исходя из последнего известного арбитражному суду наименования этого лица.
Из содержания п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса следует, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан.
Судами с учетом правильного применения п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса отмечено, что иных требований к копии судебного акта, в том числе о ее заверении судом, данная норма не содержит.
Доказательства, подтверждающие несоответствие направленной в министерство финансов копии судебного акта подлиннику, в материалах дела отсутствуют.
Суды с учетом названных норм права, положений ч. 3.1 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также фактических обстоятельств дела, правомерно указали, что оснований для совершения действий, выразившихся в возвращении без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668, в том числе по причине отсутствия заверения приложенной автоматизированной копии судебного акта судом, у министерства финансов не имелось.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "Корвет" требования и признали действия министерства финансов по возвращению без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668 незаконными.
При этом суды указали на наличие оснований для возложения на министерство финансов обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Корвет" путем принятия к исполнению выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668.
Ссылка министерства финансов, изложенная в кассационной жалобе, на то, что в его действиях по возвращению без исполнения выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан 29.10.2014 исполнительного листа серии АС в„– 004582668 нарушений ст. 242.1 Бюджетного кодекса, ст. 13 Закона об исполнительном производстве не имеется подлежит отклонению с учетом изложенного выше.
Ссылка министерства финансов, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность выводов судов о возможности идентификации должника по иным регистрационным данным подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка министерства финансов, изложенная в кассационной жалобе, на недопустимость принятия во внимание судами выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.07.2011 подлежит отклонению, поскольку согласно ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы министерства финансов, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу в„– А07-8541/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------