По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2016 N Ф09-12263/15 по делу N А07-11091/2015
Требование: О признании недействительными решений уполномоченного органа об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационных указателей, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что размещение спорных указателей является нерациональным, перегружает визуальное восприятие архитектурной среды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент обращения у общества имелась разрешительная документация на эксплуатацию спорных указателей, целью обращения являлось продление срока действия их размещения, ранее уведомлений о нарушении правил установки и эксплуатации указателей обществу не направлялось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. в„– Ф09-12263/15
Дело в„– А07-11091/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу в„– А07-11091/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Арка" (далее - общество Фирма "Арка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационного указателя от 27.02.2015 в„– 626снр (далее - решение) и обязании администрации провести согласование размещения информационного указателя, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, рядом с домом в„– 60; о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационного указателя от 27.02.2015 в„– 627снр (далее - решение) и обязании администрации провести согласование размещения информационного указателя, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Айская, рядом с домом в„– 82.
Решением суда от 13.08.2015 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решения признаны недействительными. Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества Фирма "Арка" путем проведения согласования размещений информационных указателей, расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, рядом с домом в„– 60, ул. Айская, рядом с домом в„– 82 на основании обращений общества Фирма "Арка" от 09.02.2015 за в„– 17, 18 в срок до 14.09.2015.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает, что исходя из содержания заявлений, общество Фирма "Арка" обратилось по вопросу оформления разрешительной документации на размещение информационных указателей (стела), расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Гагарина, рядом с домом в„– 60, ул. Айская, рядом с домом в„– 82, а не за продлением срока действия размещения информационных указателей по указанным адресам.
По мнению заявителя жалобы, Правила согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 в„– 39/5 (далее - Правила), административный регламент по предоставлении муниципальной услуги "Согласование размещения средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденный постановлением главы администрации от 29.06.2012 в„– 2922, процедуры продления срока действия размещения информационных указателей, не предусматривают.
Отзыва на кассационную жалобу обществом Фирма "Арка" не представлено.
Как следует из материалов дела, общество Фирма "Арка" 09.02.2015 обратилось в администрацию с заявлениями от 09.02.2015 в„– 17, 18 по вопросу продления разрешительной документации на размещение информационных указателей (стела) расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Айская, 82, ул. Гагарина, 60.
В соответствии с протоколом от 19.02.2015 в„– 2 комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при администрации обществу Фирма "Арка" отказано в согласовании эскизного проекта конструкции в виде указателя, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Айская, рядом со зданием в„– 82 в связи с несоответствием п. 7.1.6, 7.1.7 Положения о комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (приложение в„– 1 к постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.12.2013 в„– 6488 "О создании комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Положение) с указанием на то, что размещение указателя является нерациональным и его размещение перегружает визуальное восприятие архитектурной среды. Обществу Фирма "Арка" отказано также в согласовании эскизного проекта конструкции в виде указателя, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, рядом со зданием в„– 80 в связи с несоответствием п. 7.1.6, 7.1.7 Положения.
27.02.2015 администрацией в лице Информационно-аналитического управления - пресс-служба на основании п. 4.4 Правил и решения комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при администрации от 19.02.2015 (протокол от 19.02.2015 в„– 2) приняты решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию указателей, расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, рядом с домом в„– 60, ул. Айская, рядом с домом в„– 82.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, общество Фирма "Арка" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1.1 Правил указано, что они разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Башкортостан, городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определяющих требования к средствам информации, внешнего оформления и благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, не содержащих сведений рекламного характера (далее - средства информационного оформления).
Правила устанавливают единый для городского округа город Уфа Республики Башкортостан порядок и требования к проектированию средств информационного оформления, определению и согласованию мест их размещения, размещению (установка, монтаж, нанесение), регистрации средств информационного оформления, а также порядок контроля за соблюдением этих требований (п. 1.2 Правил).
Согласно п. 4.1 Правил информационные указатели юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещаемые на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежат обязательному согласованию и регистрации в уполномоченном органе.
Для согласования эскиза информационного указателя юридические лица (индивидуальные предприниматели) обращаются в уполномоченный орган администрации с заявлением произвольной формы о выдаче разрешения на установку указателя.
К информационным конструкциям относятся объемно-пространственные конструкции, предназначенные для размещения информации в целях информирования неограниченного круга лиц о наименовании юридического лица, виде деятельности (типе, профиле) юридического лица. Рекомендуемые для размещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан форматы информационных конструкций утверждаются постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Порядок согласования и регистрации информационных указателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен разд. 4 Правил.
В соответствии с п. 4.4 Правил заявителю может быть отказано в выдаче разрешения на установку информационного указателя по следующим основаниям: несоответствие проекта информационного указателя и его территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки информационного указателя в заявленном месте утвержденной схеме территориального планирования или генеральному плану городского округа город Уфа Республики Башкортостан; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 4.9 Правил предусмотрено, что для продления срока действия свидетельства на право размещения информационного указателя заявитель обращается в уполномоченный городской орган с заявлением произвольной формы.
Заявления регистрируются в уполномоченном городском органе, где принимается решение о возможности продления срока действия свидетельства либо о мотивированном отказе в продлении срока его действия.
Уполномоченный городской орган вправе отказать заявителю в продлении срока действия свидетельства и запретить дальнейшую эксплуатацию информационного указателя в следующих случаях: неисполнения законно направленных уведомлений об устранении нарушений правил установки и эксплуатации информационного указателя в установленные сроки, возникновения по вине владельца указателя обстоятельств, связанных с нарушением правил эксплуатации объектов городского хозяйства, установления факта размещения на информационном указателе информации рекламного характера.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые решения вынесены без правового и материального обоснования.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что администрацией отказано обществу Фирма "Арка" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационных указателей на основании п. 4.4 Правил.
Вместе с тем на момент обращения в администрацию у заявителя имелась разрешительная документация компетентных органов на эксплуатацию спорных информационных указателей.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что общество Фирма "Арка" обратилось в администрацию именно за продлением срока действия размещения информационных указателей по указанным адресам.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что п. 4.4 Правил к рассматриваемой ситуации неприменим, поскольку общество Фирма "Арка" обращалось в администрацию не с первоначальным заявлением о размещении информационных указателей, а о продлении срока действия разрешительной документации на размещение информационных указателей.
Перечисленные в п. 4.4 Правил основания для отказа в продлении срока действия свидетельства на право размещения информационного указателя в п. 4.9 Правил не содержатся.
Оспариваемые решения ссылок на п. 4.9 Правил не содержат.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что информационные указатели, за продлением срока которых обратился заявитель, находятся по указанным адресам и на том же месте на протяжении более восьми лет, в течение которых со стороны ответчика в адрес общества Фирма "Арка" никаких уведомлений о нарушении правил установки и эксплуатации информационных указателей не направлялось и не предпринималось.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу в„– А07-11091/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.АННЕНКОВА
Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Ю.В.ВДОВИН
------------------------------------------------------------------