Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2016 N Ф09-10123/15 по делу N А60-14205/2015
Требование: О признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемой недвижимости, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: В выкупе отказано со ссылкой на то, что арендуемый объект является объектом культурного наследия регионального значения, реализация которого может осуществляться только путем проведения конкурса.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорное помещение включено в реестр объектов культурного наследия, при его выкупе должны соблюдаться ограничения, установленные ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отказ в выкупе объекта правомерен, приватизация такого объекта может осуществляться только способами, указанными в законе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. в„– Ф09-10123/15

Дело в„– А60-14205/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Семеновой З.Г., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская звезда" (далее - общество "Уральская звезда", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2015 по делу в„– А60-14205/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Уральская звезда" - Федоров М.Н. (доверенность от 11.11.2015).

Общество "Уральская звезда" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по управлению муниципальным имуществом (далее - Департамент) в приватизации нежилого помещения - подвала в„– 23 - 28, площадью 121,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, лит. А, выраженного в письме Департамента от 05.03.2-15 в„– 02.12-12/1/002/631 и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ).
Определением суда от 27.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия".
Решением суда от 10.07.2015 (судья Липина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Виноградова Л.Ф., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уральская звезда" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права. Общество "Уральская звезда" считает, что, признав решение Департамента об отказе в приватизации спорного объекта соответствующим нормам действующего законодательства, суды неправомерно руководствовались ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.10.2014 в„– 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.10.2014 в„– 315-ФЗ). Поскольку указанная редакция на момент обращения общества с заявлением о выкупе не действовала, а также с учетом того, что к моменту вступления названной редакции статьи в силу Департамент в соответствии со сроками, установленными Административным регламентом, должен был совершить предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ) действия и направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества, суды при рассмотрении настоящего спора должны были применить ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ в редакции, действующей на дату подачи заявления о выкупе. Кроме того, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ не содержит прямого указания на недопустимость приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими объектов культурного наследия, запрета на приватизацию данных объектов иными способами, кроме перечисленных в спорной статье, закон также не содержит. Общество "Уральская звезда" полагает, что судами неправомерно не применены положения Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ.
Администрация направила письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором указала, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, нежилое помещение общей площадью 154 кв. м, подвал, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 4, является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.09.2013.
Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (в настоящее время - Департамент, арендодатель) и обществом "Уральская звезда" (арендатор) 17.06.2008 заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга в„– 49000199, согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду объект муниципального нежилого фонда - нежилое помещение в 2-этажном доме, подвал, помещения в„– 23, 24, 25 (137,8 кв. м) - с отдельным входом, в„– 14 (31 кв. м) - без отдельного входа, общей площадью 168,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, для использования под складское, торговое.
Договор заключен на неопределенный срок. Объект считается переданным с момента подписания сторонами акта приема-передачи (п. 1.2 договора).
Акт приема-передачи нежилого помещения подписан сторонами 28.06.2008.
Обществом "Уральская звезда" 03.04.2009 подписано охранное обязательство по недвижимому объекту культурного наследия областного значения "Доходный дом Г.В. Уварова, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4" (решение Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года в„– 75).
Дополнительным соглашением к договору аренды, подписанным 30.12.2009, стороны уточнили общую площадь помещения, которая составила 137,8 кв. м.
Дополнительным соглашением от 06.06.2014 стороны вновь уточнили общую площадь объекта, которая составила 121 кв. м.
Общество "Уральская звезда" 24.07.2014 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение муниципального недвижимого имущества - нежилого помещения площадью 137,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, литера А, арендуемого по договору аренды от 17.06.2008 в„– 49000199.
Департамент 22.08.2014 сообщил заявителю о том, что в целях реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения уведомлен Совет по малому и среднему предпринимательству при главе администрации г. Екатеринбурга о включении объекта недвижимости в прогнозный план (программу) приватизации имущества муниципального образования "город Екатеринбург" на 2014 год; направлена заявка на выбор оценочной организации для определения рыночной стоимости объекта аренды; направлен запрос в ЕМУП "БТИ" о возможности преобразования названного объекта для государственной регистрации арендуемого имущества как самостоятельного объекта права. В дальнейшем Департаментом будут осуществлены следующие мероприятия: в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области будет направлено заключение о возможности преобразования объекта для государственной регистрации арендуемого имущества как самостоятельного объекта права для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности; объект будет включен в прогнозный план (программу) приватизации имущества муниципального образования "Город Екатеринбург" на 2014 год; после рассмотрения и принятия отчета о стоимости арендуемого объекта будет проведено заседание комиссии по определению условий приватизации арендуемого имущества, на основании решения которой подготовлен и согласован проект постановления администрации г. Екатеринбурга об утверждении условий приватизации данного объекта недвижимости; в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества заявителю будет направлен проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Об объектах недвижимости 23.09.2014 составлены декларации, БТИ составлен технический план помещений от 09.10.2014, получен кадастровый паспорт нежилого помещения общей площадью 121 кв. м от 29.10.2014.
Произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 121 кв. м, подвал, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.12.2014.
Общество "Уральская звезда" 22.12.2014 уточнило объект, подлежащий приобретению, - нежилые подвальные помещения площадью 121 кв. м.
Департамент 05.03.2015 отказал заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в связи с тем, что арендуемый объект является объектом культурного наследия областного значения "Доходный дом Г.В. Уварова", приватизация которого в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" может осуществляться только путем продажи на конкурсе.
Полагая, что отказ Департамента в реализации преимущественного права на приобретение арендованного имущества не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, общество "Уральская звезда" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что испрашиваемое обществом "Уральская звезда" нежилое помещение подвала в„– 23 - 28 площадью 121,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, лит. А, не являлось самостоятельным объектом недвижимости, а являлось частью единого объекта общей площадью 154 кв. м, относящегося к объектам культурного наследия областного значения, приобретение в собственность такого объекта возможно только в порядке, установленном п. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия решения Департаментом об отказе в приватизации. В связи с этим суд признал оспариваемое решение уполномоченного органа соответствующим закону, нарушений прав и законных интересов заявителя судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения, признав выводы соответствующими нормам действующего законодательства, установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Уральская звезда" с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 указанного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 данного Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 указанного Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 названной статьи).
Вместе с тем из ч. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ следует, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу этого Закона, в том числе особенности их участия в приватизации арендуемого имущества. Отношения, не урегулированные названным Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ.
Следовательно, определенные Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяют действия иных норм, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ и применяемых при приватизации государственного и муниципального имущества. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, возможна лишь в отношении имущества, приватизация которого допускается Федеральным законом от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ и при соблюдении предусмотренных им ограничений.
В частности, статьей 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ предусмотрены особенности приватизации объектов культурного наследия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе охранное обязательство от 03.04.2009, письмо Министерства культуры Российской Федерации от 26.06.2015, письмо Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17.06.2015 в„– 17-01-82/8220, руководствуясь ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2001 в„– 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры", суды установили, что объект недвижимого имущества (нежилое помещение подвала в„– 23 - 28) площадью 121 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4, лит. А, арендуемый обществом "Уральская звезда" по договору от 17.06.2008 в„– 49000199, является объектом культурного наследия регионального значения "Доходный дом Г.В. Уварова", включенным в реестр, следовательно, при его выкупе на основании Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ должны соблюдаться ограничения, установленные ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ.
Оспариваемое решение принято Департаментом 05.03.2015, то есть в период действия ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.10.2014 в„– 315-ФЗ, согласно которой объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
Федеральный закон от 22.10.2014 в„– 315-ФЗ в соответствии с п. 1 ст. 18 вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, а именно 22.01.2015.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Федеральным законом от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ установлены переходные положения, в частности п. 2 ст. 43 с даты вступления в силу данного Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Соответственно, поскольку в указанной статье закреплен общий принцип применения положений о приватизации, то на основании ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении гражданского законодательства по аналогии, с учетом того, что до 22.01.2015 в адрес общества "Уральская звезда" оферта для заключения договора купли-продажи спорного объекта направлена не была, так как заявка на выкуп офертой не является (ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации), то на момент принятия оспариваемого решения у Департамента отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению общества "Уральская звезда".
Следовательно суды пришли к правильному выводу о том, что отказ Департамента в приватизации объекта в связи с тем, что арендуемый объект является объектом культурного наследия областного значения, приватизация которого может осуществляться только способами, указанными в ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ, соответствует закону или иным нормативно-правовым актам.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества "Уральская звезда".
Доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения по реализации права приобретения в собственность государственного и муниципального имущества, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2015 по делу в„– А60-14205/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская звезда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
А.Ю.СМИРНОВ


------------------------------------------------------------------