Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2016 N Ф09-11367/15 по делу N А76-9913/2015
Требование: О взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Обстоятельства: Страховая организация отказалась в добровольном порядке уплачивать санкции, начисленные территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку страховой организацией не удерживались у учреждения здравоохранения денежные средства, неверное составление актов медико-экономической экспертизы в отсутствие реального снятия денежных средств не является основанием для применения ответственности, не доказано, что денежные средства не списывались страховой организацией исключительно с намерением причинить вред другому лицу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. в„– Ф09-11367/15

Дело в„– А76-9913/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (ИНН: 7453041061, ОГРН: 1027403869327); (далее - территориальный фонд, истец) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2015 по делу в„– А76-9913/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель территориального фонда - Богораднова Г.В. (доверенность от 11.12.2015 в„– 58).

Территориальный фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области иском к обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" (ИНН: 7106060429, ОГРН: 1047100775963); (далее - общество "АльфаСтрахование-ОМС", ответчик) о взыскании 1 145 488,19 руб. - штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.01.2014 в„– 707-ОМС, предусмотренного п. 11.5 приложения в„– 3 к типовому договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе: 2 616 руб. 19 коп. - по акту реэкспертизы от 21.01.2015 в„– 103/14901, 1 142 872 руб. - по акту реэкспертизы от 21.01.2015 в„– 104/14928.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" (ИНН: 7453012342, ОГРН: 1027403897707); (далее - учреждение здравоохранения, третье лицо).
Решением суда от 06.08.2015 (судья Ефимов А.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальный фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ст. 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ).
По мнению истца, ответчик злоупотребил правом в форме обхода закона с противоправной целью, поскольку отказался от снятия денежных средств с медицинской организации, чем избежал ответственности за нарушения, допущенные при проведении контроля качества медицинской помощи.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между территориальным фондом и обществом "АльфаСтрахование-ОМС" (страховая медицинская организация) заключен типовой договор от 01.01.2014 в„– 707-ОМС о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 договора территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу п. 2.16 страховая медицинская организация обязуется заключать с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 2.23 договора на страховую медицинскую организацию возложена обязанность осуществлять контроль объемов, сроков, качества, и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Фонда от 01.12.2010 в„– 230 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2011 в„– 19614) (далее - порядок организации контроля) и представлять в территориальный фонд отчет о результатах контроля.
Согласно п. 2.11 договора страховая медицинская организация обязана направлять целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в рамках объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, созданной в субъекта Российской Федерации, по согласованным тарифам с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В свою очередь, территориальный фонд принял на себя обязательство направлять в страховую медицинскую организацию по поступившей от нее заявке средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в размере суммы заявки, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов (п. 4.5 договора).
В соответствии с п. 4.11 договора территориальный фонд осуществляет контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводить проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий, сверку расчетов со страховой медицинской организацией.
Пунктом 5 договора установлено, что территориальный фонд вправе в случае выявления нарушений договорных обязательств при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшить платежи на сумму выявленных нарушений или неисполнения договорных обязательств.
Перечень санкций за нарушение договорных обязательств приведен в Приложении в„– 3 к настоящему договору.
В соответствии с п. 9 договора при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Приложению в„– 3 к настоящему договору.
Приложением в„– 3 к типовому договору утвержден перечень санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе, штраф в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения.
Между обществом "АльфаСтрахование-ОМС" (страховая медицинская организация) и учреждением здравоохранения, включенным в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (организация) заключен договор от 01.01.2014 в„– 10-03-00173 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п. 1 договора организация приняла на себя обязательства оказать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу п. 2.1, 2.2 договора страховая медицинская организация вправе получать от организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и порядке, определенных настоящим договором, осуществлять проверку их достоверности, а при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов.
Приложением в„– 3 к договору установлен перечень обязательств медицинской организации, следствием неисполнения которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организации штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Арбитражным судом установлено, что во исполнение условий договора общество "АльфаСтрахование-ОМС" провела медико-экономическую экспертизу 25 страховых случаев оказания учреждением здравоохранения медицинской помощи за периоды с 28.01.2014 по 16.04.2014, и с 25.02.2014 по 25.04.2014.
В результате медико-экономической экспертизы ответчик выявил нарушения, допущенные медицинской организацией в 12 страховых случаях, 5 отраженных в актах от 21.11.2014 в„– 135600001, от 21.11.2014 в„– 135630001, от 21.11.2014 в„– 138100001, принято решение об уменьшении оплаты на суммы, соответственно, 78 485 руб. 76 коп., 208 195 руб. 93 коп., 26 161 руб. 92 коп.
Не согласившись с составленными обществом "АльфаСтрахование-ОМС" в ходе медико-экономической экспертизы актами, учреждение здравоохранения обратилось в территориальный фонд с соответствующими претензиями.
По результатам обращения (на основании приказов от 26.12.2014 в„– 1081, от 21.01.2015 в„– 22) территориальным фондом проведена реэкспертиза с составлением актов от 21.01.2015 в„– 103/14901 и от 21.01.2015 в„– 104/14928, по итогам которой сделан вывод о необоснованности составления обществом "АльфаСтрахование-ОМС" вышеупомянутых актов, указано на необходимость возврата обществом "АльфаСтрахование-ОМС" на счет территориального фонда денежных средств в суммах, соответственно, 2 616 руб. 19 коп. и 1 143 872 руб.
Направленным в адрес территориального фонда письмом от 13.02.2015 в„– 41 общество "АльфаСтрахование-ОМС" выразило мнение о неправомерности наложения санкций, поскольку п. 11.5 типового договора в„– 707-ОМС связывает возникновение оснований для их применения только в случае фактического удержания страховой медицинской организацией спорных сумм, которое осуществлено не было.
Уклонение ответчика от оплаты начисленных санкций в добровольном порядке явилось основанием для обращения территориального фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Согласно ч. 14 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств.
Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования.
Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 в„– 1030н утверждены формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В приложении в„– 3 к данному типовому договору приведен Перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
Требуя уплатить штраф за нарушение договорных обязательств, территориальный фонд сослался на пункт 11.5 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств.
Пунктом 11.5 данного Перечня предусмотрено взыскание со страховой компании штрафных санкций в размере 10% от суммы средств, перечисленных фондом на ведение дела страховой медицинской организации, за период, в котором допущены нарушения, за необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования.
Буквального истолковав положения договора, суды обоснованно заключили, что привлечение страховой медицинской компании к ответственности за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств возможно лишь в случае установления реального факта такого необоснованного снятия средств с медицинской организации, то есть одностороннего удержания страховой компанией из текущего финансирования медицинской организации суммы санкций.
Арбитражным судом установлено, что обществом "АльфаСтрахование-ОМС" не удерживались у учреждения здравоохранения денежные средства по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что в данном случае неверное составление актов медико-экономической экспертизы само по себе в отсутствие факта реального снятия денежных средств лечебного учреждения, не может служить основанием для применения ответственности.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исходя из указанных положений закона и учитывая, что материалы дела не содержат доказательств того, что бездействие ответчика по не списанию денежных средств, при наличии составленных им актов о выявленных нарушениях, было допущено исключительно с намерением причинить вред другому лицу, суды пришли к правильным выводам об отсутствии в действиях (бездействии) ответчика основного признака злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных территориальным органом требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы учреждения, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2015 по делу в„– А76-9913/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------