По датам
Полезное
Выборки
Решение Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2016 N Ф09-11197/15 по делу N А47-12645/2015
Требование: О присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда о взыскании денежных средств с муниципального автономного учреждения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение суда не предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета, учреждение не имеет статуса получателя бюджетных средств, несмотря на финансирование его за счет средств местного бюджета в целях обеспечения исполнения муниципального задания.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. в„– Ф09-11197/15
Дело в„– А47-12645/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Сафроновой А.А.,
при ведении протокола и системы аудиозаписи помощником судьи Фоминой Е.Е., рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс", заявитель) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 Арбитражного суда Оренбургской области,
заинтересованное лицо: Управление по финансам и местным налогам Администрации муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области (далее - Управление).
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Жулмурзина Г.Р. (доверенность от 29.04.2015).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в предусмотренном ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 Арбитражного суда Оренбургской области в сумме 33 623 руб. 61 коп. и взыскании процентов годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации 8,25%, увеличенной на 3%, с момента принятия решения по настоящему делу и до уплаты суммы компенсации в полном объеме. Кроме того, заявитель просит взыскать с Управления по финансам и местным налогам Администрации муниципального образования Октябрьский район 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований общество "ЭнергосбыТ Плюс" ссылается на положения ч. 1, 2 ст. 1, ст. 2, п. 4 ч. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ).
Определением от 16.12.2015 заявление общества "ЭнергосбыТ Плюс" принято к производству Арбитражного суда Уральского округа, назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя пояснил, что требования, изложенные в заявлении о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, полностью поддерживает.
В судебном заседании 01.02.2016 обществом "ЭнергосбыТ Плюс" заявлено ходатайство об уменьшении суммы компенсации, в связи с погашением ответчиком долга, до 28 653 руб. 97 коп.
Ходатайство принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд
установил:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 с муниципального автономного учреждения "Детский лагерь отдыха "Радуга" (далее - учреждение "Детский лагерь отдыха "Радуга") в пользу общества "ЭнергосбыТ Плюс" взыскано 366 019 руб. 95 коп. - основного долга.
На принудительное исполнение указанного решения Арбитражным судом Оренбургской области 05.11.2014 выдан исполнительный лист серии АС в„– 006951028.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс" направило указанный исполнительный документ в адрес Управления по финансам и местным налогам Администрации муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области. Исполнительный документ получен управлением 21.11.2014, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении почтового отправления.
Письмом от 26.02.2015 в„– 72 исполнительный лист возвращен обществу "ЭнергосбыТ Плюс" в связи с тем, что деятельность учреждения приостановлена вследствие пожара, денежные средства на лицевом счете отсутствуют.
Ссылаясь на неисполнение решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 в разумный срок, общество "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок названного судебного акта.
Рассмотрев данное заявление, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, служит основанием для возникновения у лица, являющегося стороной в судебном процессе, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке главы 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с применением положений Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.
Федеральный закон от 30 апреля 2010 в„– 68-ФЗ, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется, в том числе на случаи: нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент спорных правоотношений законодательством, в том числе:
по искам или заявлениям к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц;
по искам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета;
по искам о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;
о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
по денежным обязательствам казенного учреждения.
Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Следует иметь в виду, что действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ следует, что компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства соответствующего бюджета, взыскивается за счет средств того бюджета, из какого осуществляется финансирование органа или организации, против которых вынесен неисполненный в разумный срок судебный акт.
Федеральный закон от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ предусматривает, по сути, компенсаторное средство защиты права за исполнение судебного акта в разумный срок. При этом, исходя из п. 2 ст. 5 названного Закона, данная компенсация присуждается за счет средств бюджета и является его расходным обязательством.
Как следует из абз. 3 п. "б" ст. 1 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 в„– 30 и 64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", действие Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права арбитражный суд рассматривает дела о присуждении компенсации за нарушение разумного срока на исполнение лишь того судебного акта, который предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 Арбитражного суда Оренбургской области не предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение указанного судебного акта, заявленные обществом "ЭнергосбыТ Плюс" на основании норм Федерального закона от 30.04.2010 в„– 68-ФЗ, за счет средств бюджета муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области удовлетворению не подлежат.
Ссылка общества "ЭнергосбыТ Плюс" на то, что установленный порядок финансирования деятельности учреждения "Детский лагерь отдыха "Радуга" свидетельствует о наличии у последнего статуса получателя бюджетных средств, подлежит отклонению судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 в„– 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу ч. 4 ст. 4 указанного Федерального закона финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 в„– 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Таким образом, автономное учреждение не является получателем бюджетных средств по смыслу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, положения Федерального закона от 30 апреля 2010 в„– 68-ФЗ, в случае несвоевременного исполнения судебного акта автономным учреждением, на соответствующее публично-правовое образование не распространяются. При этом само по себе финансирование учреждения "Детский лагерь отдыха "Радуга" за счет средств местного бюджета не свидетельствует о закреплении за последним статуса получателя бюджетных средств, а является способом обеспечения исполнения учреждением муниципального задания.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 Арбитражного суда Оренбургской области в разумный срок не имеется.
Государственная пошлина в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 167 - 171, ст. 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2014 по делу в„– А47-6722/2014 оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Информацию о результатах рассмотрения дела можно получить на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Уральского округа: http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
А.А.САФРОНОВА
------------------------------------------------------------------