Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.2016 N Ф09-6764/16 по делу N А50-12046/2015
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган скорректировал таможенную стоимость ввозимых лома и отходов магниевых сплавов, классифицировав данные товары как магний необработанный.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные товары представляют собой слитки различной формы, не являются ломом или отходами магниевых сплавов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. в„– Ф09-6764/16

Дело в„– А50-12046/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соликамский опытно-металлургический завод" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2015 по делу в„– А50-12046/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ветошкин А.В. (доверенность от 11.01.2016), Авдашков А.Л. (доверенность от 11.01.2016), Радченко С.Г. (доверенность от 27.06.2016), Иртегов И.Г. (доверенность от 01.04.2015, директор),
Пермской таможни (далее - таможенный орган) - Останина А.Н. (доверенность от 08.12.2015 в„– 01-04-30/16890), Попкова Ю.В. (доверенность от 18.08.2015 в„– 01-04/10852).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Пермской таможни, выразившихся в принятии решений от 22.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000078, от 22.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000079, от 23.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000080, от 23.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000081, от 23.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000082, от 23.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000083, от 23.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000084, от 24.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000086, от 24.04.2015 в„– РКТ-10411000-15/000087, в соответствии с которыми изменены коды по ТН ВЭД ЕАЭС относительно ввезенного обществом товара (отходы и лом магния), что послужило основанием для доначисления таможенных платежей в размере 758 379,47 рублей.
Решением суда от 25.12.2015 (судья Цыренова Е.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что заключение эксперта от 02.10.2015 в„– Э-077 произведено лицом, не имеющим соответствующей квалификации, в связи с чем подлежало отклонению судами. Полагает, что апелляционным судом необоснованно отклонено ходатайство общества о вызове в судебное заседание и допросе в качестве свидетеля эксперта.
Считает, что предназначение товара (добавка при производстве ферро-кремний-магниевых модификаторов для черной металлургии) таможенным органом и экспертом не опровергнуто. Ввезенный товар, по мнению общества, согласно Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, примечание 8а к разделу XV непригоден для использования как "магний необработанный" вследствие поломки, разрезов, износа и других причин; является ломом; пригоден только для извлечения металла путем его переплава для производства вторичных магниевых сплавов.
Таможенный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судами установлено, что с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара обществом поданы декларации на товары (далее - ДТ), в графе 33 которых товары были классифицированы под кодом 8104 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как "Отходы и лом магния", ставка ввозной таможенной пошлины 5%.
В ходе проверки правильности классификации товаров при совершении таможенных операций до выпуска товаров в рамках системы управления рисками таможенным постом проведен таможенный досмотр, по результатам которого установлено следующее:
1) по ДТ в„– 10411020/150415/0002313 часть товара в„– 1 представляет собой "необработанный магний в виде слитков цилиндрической формы и в форме круглых дисков, с содержанием магния не менее 99,8 масс.%", другая часть товара в„– 1 представляет собой "изделия из магния, отлитые в виде поддонов круглой плоской формы, имеющие опорные ножки. Содержание магния не менее 99,8 масс.%";
2) по ДТ в„– 10411020/150415/0002328 часть товара в„– 1 представляет собой необработанный магний в виде слитков цилиндрической формы и в форме плоских круглых дисков, с содержанием магния не менее 99,8 масс.%, другая часть товара представляет собой "отлитые в виде круглой плоской формы изделия (поддоны) из магния, в середине имеются отверстия разного диаметра, на торце - небольшие выемки, с тремя опорными ножками; отлитые в виде прямоугольной плоской формы изделия (поддоны) из магния, на торце небольшие выемки, с шестью опорными ножками; отлитые в виде прямоугольной плоской формы изделия (поддоны) из магния, на одном из торцов небольшие выемки, с четырьмя опорными ножками; отлитые в виде прямоугольной плоской формы изделия (поддоны) из магния с двумя опорными ножками. Содержание магния не менее 99.8 масс.%;
3) по ДТ в„– 10411020/160415/0002351 часть товара в„– 1 представляет собой обработанный магний в виде слитков цилиндрической формы, кубической формы с закруглением с одной стороны, плоских круглых дисков, с содержанием магния не менее 99,8 масс.%, часть товара в„– 1 представляет собой обработанный магний в слитках кубической формы с закруглением с одной стороны, с содержанием магния менее 99,8 масс.%, другая часть товара в„– 1 представляет собой "отлитые в виде круглой плоской формы изделия (поддоны) из магния, в середине имеются отверстия разного диаметра, на торце - небольшие выемки, с тремя опорными ножками; отлитые в виде круглой плоской формы изделия (поддоны) из магния, от центра к краю изделия имеется отверстие прямоугольной формы, на торце - небольшие выемки, с тремя - четырьмя опорными ножками; отлитые в виде прямоугольной плоской формы изделия (поддоны) из магния, на торце небольшие выемки, с опорными ножками в количестве четырех или шести штук; отлитое в виде прямоугольной плоской формы изделие (поддон) из магния, изделие имеет небольшой изгиб, с четырьмя опорными ножками; отлитые в виде прямоугольной плоской формы изделия (поддоны) из магния с двумя опорными ножками. Содержание магния не менее 99.8 масс.%;
4) по ДТ в„– 10411020/160415/0002349 часть товара в„– 1 представляет собой "отлитые в виде круглой плоской формы изделия (поддоны) из магния, в середине имеются отверстия разного диаметра, на торце - небольшие выемки, с тремя опорными ножками, содержание магния не менее 99.8 масс.%., другая часть в„– 1 представляет собой "необработанный магний в виде слитков цилиндрической формы и в форме плоских круглых дисков, с содержанием магния не менее 99.8 масс.%.
Пермской таможней со ссылкой на применение Правил 1 и 6 ОПИ приняты оспариваемые решения, в соответствии с которыми заявленный обществом код ввезенного товара 8104 20 000 0 изменен на коды 8104 11 000 0, 8104 19 000 0, 8104 90 000 0 ТН ВЭД, что повлекло доначисление таможенных платежей в размере 758 379,47 рублей.
Не согласившись с указанными ненормативными актами таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решений таможенного органа недействительными.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
При этом проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 2, п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД.
В соответствии с Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза в„– 522 от 28.01.2011, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. ОПИ с 1 по 5 предназначены для определения товарной позиции, ОПИ 1 применяется в первую очередь, причем ОПИ 2 - 5 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, следовательно, если товарная позиция определена с помощью ОПИ 1 следует переходить к определению товарной субпозиции с помощью ОПИ 6 в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, являющиеся приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Таким образом, судами верно указано, что выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Согласно примечанию 8 "а" к разд. XV "Недрагоценные металлы и изделия из них" ТН ВЭД под термином "отходы и лом" понимаются металлические отходы и лом, полученные в процессе производства или механической обработки металлов, а также металлические изделия, окончательно непригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8104 ТН ВЭД ЕАЭС к категории магниевых отходов и лома относятся опилки, стружка и гранулы, которые не были рассортированы по размерам.
Таким образом, для классификации в подсубпозиции 8104 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС товар должен соответствовать вышеназванным критериям.
Исследовав представленные заявителем документы в обоснование классификации товара в качестве лома и отходов (письмо производителя, письма ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма", заключение Союза Верхнекамской Торгово-Промышленной палаты от 22.05.2015 в„– 103-02/1-00090), суды пришли к выводу о том, что указанные документы не подтверждают правильность такой классификации.
Данный вывод судов переоценке не подлежит, право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Позиция общества, которая строится на применении ГОСТов, с целью разрешения вопроса является ли магний стандартным или ломом и отходами, апелляционным судом верно признана ошибочной, основанной на неверном толковании норм материального права (ст. 52 ТК ТС, ТН ВЭД ЕАЭС).
Апелляционным судом также правомерно отмечено, что национальные и межгосударственные стандарты не подлежат применению в споре, в котором обсуждается вопрос правильности классификации по ТН ВЭД ЕАЭС товара, произведенного и ввезенного из Китая - страны, не являющейся страной применения указанных стандартов.
В ст. 52 ТК ТС предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных п. 4 ст. 180 настоящего Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
При этом ТН ВЭД ЕАЭС в тексте позиций, примечаниях и пояснениях не предусматривает отсылок к действующим национальным или межгосударственным стандартам.
В целях классификации ввезенного товара таможенный орган обоснованно руководствовался Правилами интерпретации, текстами товарных позиций, примечаниями к соответствующим разделам Номенклатуры, после чего принял законные решения о классификации товара.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что спорный товар не может быть классифицирован по коду 8104 20 000 0 ТН ВЭД (отходы и лом магния), а подлежит классификации в товарных позициях 8104 11 (необработанный магний с содержанием магния не менее 98,9%), 8104 19 (необработанный магний прочий) и 8104 90 (прочие изделия из магния).
С учетом изложенного, суды правомерно признали оспариваемые решения таможенного органа соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о необоснованном отклонении апелляционным судом ходатайства о вызове в судебное заседание и допросе в качестве свидетеля эксперта не принимается судом кассационной инстанции. Судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для его удовлетворения, поскольку в материалах дела имеется заключение указанного специалиста от 02.10.2015 в„– Э-077, выданное по результатам назначенной судом первой инстанции экспертизы спорного товара. Кроме того, материалами дела подтверждено, что при рассмотрении дела судом первой инстанции таможенным органом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле указанного эксперта, однако представители общества в судебном заседании против удовлетворения данного ходатайства возражали.
Результаты заключения эксперта от 02.10.2015 в„– Э-077 оценены судами и в целях идентификации товара применительно к ТН ВЭД признаны объективным и всесторонним, оснований для переоценки указанных выводов не имеется. Доводы заявителя в этой части отклоняются.
Ссылка на дело в„– А50-15685/2015 судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в указанном деле судами установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25.12.2015 по делу в„– А50-12046/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Соликамский опытно-металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------