Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.2016 N Ф09-5886/16 по делу N А07-17814/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нефтепроводы, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что акт приемки объектов в эксплуатацию не соответствует действовавшим в спорный период требованиям.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как представленный на государственную регистрацию документ не содержит сведений о получении от уполномоченных органов заключений о соответствии объектов действовавшему в спорный период законодательству, санитарным, экологическим и строительным нормам, не является правоустанавливающим документом, позволяющим провести государственную регистрацию права собственности на вновь возведенные объекты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. в„– Ф09-5886/16

Дело в„– А07-17814/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу в„– А07-17814/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Медовщикова Е.О. (доверенность от 10.06.2016 в„– 8/111/16), Голубева Д.М. (доверенность от 22.12.2016 в„– 54/172/16).

Общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным оформленного сообщением по делам правоустанавливающих документов от 08.05.2015 в„– 01/455/2014-537,543,548 отказа в государственной регистрации права собственности на нефтепровод от скважины в„– 20749 до АГЗУ-389 (кадастровый номер 02:47:000000:9429), нефтепровод от скважины в„– 20866 до БИУС-281 (кадастровый номер 02:47:091101:103), нефтепровод от скважины в„– 20748 до АГЗУ 389 (кадастровый номер 02:47:000000:9431); об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на нефтепровод от скважины в„– 20749 до АГЗУ-389 (кадастровый номер 02:47:000000:9429), нефтепровод от скважины в„– 20866 до БИУС-281 (кадастровый номер 02:47:091101:103), нефтепровод от скважины в„– 20748 до АГЗУ 389 (кадастровый номер 02:47:000000:9431).
Решением суда от 16.12.2015 (судья Саяхова А.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что представленные им на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают факт создания объекта, не оспорены и их совокупность позволяет достоверно идентифицировать данный объект, что в силу ст. 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) является основанием для государственной регистрации соответствующего права. Общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" также указывает на отсутствие необходимости представлять правоустанавливающие документы на земельные участки с подземными объектами, для того чтобы зарегистрировать право собственности на нефтепроводы. Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерным отказ апелляционного суда в приобщении дополнительных сведений, характеризирующих опасный производственный объект в перечне которых находятся и спорные нефтепроводы.
Управление Росреестра в письменном отзыве на кассационную жалобу, указало, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, а кассационная жалоба - не подлежащей удовлетворению.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ноябре 1993 года НГДУ "Уфанефть" объединения "Башнефть" (правопредшественник общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"), занимающееся поиском, разведкой, добычей и реализацией нефти, обратилось в Совет Министров Республики Башкортостан и к главе Администрации Уфимского района Республики Башкортостан с письмами об отводе 3,2 га земли сроком до 01.11.1996 из землепользования ОПХ "Уфимское" БНИПТЖК Уфимского района для строительства и бурения эксплуатационных скважин, в том числе в„– 20748, 20749, 20866, на Сергеевском месторождении нефти.
Строительство заявленных к регистрации нефтепроводов от скважины в„– 20749 до АГЗУ-389, от скважины в„– 20866 до БИУС-281, от скважины в„– 20748 до АГЗУ 389 осуществлялось НГДУ "Уфанефть" до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004.
Ссылаясь на то, что отсутствие зарегистрированного за НГДУ "Уфанефть" права собственности не лишает общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" как универсального правопреемника, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о первичной регистрации этого права за собой, заявитель 19.12.2014 обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества, заявитель представил акт приемки объекта "Обустройство эксплуатации Сергеевского нефтяного месторождения" от 01.12.1994, составленный с участием начальника ТОДН НГДУ "Уфанефть", главного инженера СМЦ НГДУ "Уфанефть", инженера ОКС НГДУ "Уфанефть".
Управлением Росреестра 08.05.2015 принято решение об отказе в государственной регистрации права по делу правоустанавливающих документов государственной регистрации по делам правоустанавливающих документов в„– 01/455/2014-537,543,548 на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
При этом в сообщении по делам правоустанавливающих документов Управление Росреестра указало на то, что представленный на государственную регистрацию акт приемки объекта "Обустройство эксплуатации Сергеевского нефтяного месторождения" от 01.12.1994 не соответствует действовавшим на момент приемки объекта требованиям Временного положения о приемке законченных строительством объектов, рекомендованным письмом Госстроя Российской Федерации от 09.07.1993 БЕ-19-11/13; не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены заявленные сооружения.
Общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" полагая, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права не соответствует требованиям закона, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует закону. При этом суд первой инстанции, исследовав документы, представленные заявителем и его пояснения пришел к выводу, что поскольку спорный объект был построен в 1994 году НГДУ "Уфанефть" объединения "Башнефть", правопреемником которого являлся заявитель, то право собственности последнего возникло до вступления в силу Закона о регистрации. Следовательно, действующий в период строительства спорных участков нефтепроводов порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и Временным положением о приемке законченных строительством объектов, разработанным Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, и предложенным Госстроем РФ в письме от 09.07.1993 БЕ-19-11/13 не распространялся на объекты, проектирование и строительство которых осуществлялось хозяйственным способом за счет собственных средств. Отвод земельных участков для строительства участков нефтепровода произведен с согласия собственника земельных участков (ОПХ "Уфимское") и согласован с администрацией Уфимского района Республики Башкортостан. Также приняв во внимание акт от 28.09.1993 расчета стоимости возмещения потерь сельхозпредприятию, акт от 26.08.1996 возврата земель, временно отведенных под строительство скважин, в том числе в„– 20748, 20749, 20866, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном названным Кодексом, не требуется.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Кроме того, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 13 названного Закона регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2 ст. 16 названного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (ст. 18 Закона о регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абз. 8 - 11 п. 1 ст. 20 названного Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 8.1 названного Кодекса предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
В силу п. 2 названной статьи государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (ст. 16 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, отсутствие зарегистрированного за НГДУ "Уфанефть" права собственности не лишает общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть", как универсального правопреемника, права обратиться в регистрирующий орган с заявлением о первичной регистрации этого права за собой после завершения реорганизации, поскольку к правопреемнику перешло и право требовать государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданный объект.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, акт приемки объекта "Обустройство эксплуатации Сергеевского нефтяного месторождения" от 01.12.1994, составленный с участием начальника ТОДН НГДУ "Уфанефть", главного инженера СМЦ НГДУ "Уфанефть", инженера ОКС НГДУ "Уфанефть", суд апелляционной инстанции установил, что при проведении правовой экспертизы указанного документа государственным регистратором установлено его несоответствие действовавшим на момент приемки объекта требованиям Временного положения о приемке законченных строительством объектов, разработанного Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, и предложенным Госстроем РФ в письме от 09.07.1993 БЕ-19-11/13.
Пункт 1 Временного положения определяет, что оно распространяет свое действие на все объекты строительства производственного назначения всех форм собственности.
Как следует из Письма Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 09.07.1993 в„– БЕ-19-11/13, с учетом результатов применения Временного положения Госстроем России на его основе будут утверждены строительные нормы и правила Российской Федерации "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения". До введения в действие новых строительных норм и правил для приемки объектов, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, Временное положение применяется по решению соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а других объектов - по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городской (районной) администрации или по решению собственника.Временное положение не было признано недействительным, а лишь отменено Письмом Госстроя РФ от 30.10.2001 3 СК-5969/9 по причине обновления законодательства, действующего в данной области правоотношений.
Пункт 10 Временного положения предписывает регистрировать факт ввода принятого в действие объекта местными органами исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
При этом, пункт 11 Временного положения, обязывает производить ввод объекта в действие лишь с согласия органов Госархстройнадзора и других органов надзора, которым этот объект подконтролен, а также с разрешения на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
При этом, как отмечено судом апелляционной инстанции на территории Республики Башкортостан в период завершения строительства спорных участков нефтепроводов действовало Временное положение о приемке законченных строительством объектов на территории Республики Башкортостан", разработанное с учетом рекомендаций Минархстроя РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 07.09.1992 в„– 306 "О мерах по улучшению качества строительства в республике в условиях рыночной экономики" (в редакции Постановления Совета Министров Республики Башкортостан от 29.03.94 в„– 97).
В соответствии с пунктом 1 названного документа признан обязательным Государственный архитектурно-строительный надзор за строительством объектов производственного и непроизводственного назначения на территории республики для всех субъектов инвестиционной деятельности независимо от принадлежности, способа строительства и формы собственности строек.
Пунктом 3 постановления установлено, что независимо от источника финансирования инвесторы (заказчики, предприятия, организации, отдельные граждане) оформляют разрешения на строительство, выдаваемое органами Госархстройнадзора по месту возведения объектов. Без наличия указанного разрешения финансирующим банкам не производить финансирование и кредитование строек.
Согласно пункту 1 Временного положение о приемке законченных строительством объектов на территории Республики Башкортостан (далее - Временное РБ) Настоящее Временное положение распространяется на объекты строительства производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности, осуществляемого в соответствии с Законом Башкирской ССР "Об инвестиционной деятельности в Башкирской ССР" и другими законодательными актами Республики Башкортостан, и устанавливает порядок приемки указанных объектов после окончания строительства, включая реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт.
Согласно пункту 5 Временного положения Республики Башкортостан, заказчик письменно извещает о предстоящих работах по приемке объекта местные органы государственного архитектурно-строительного и другие органы, которые должны осуществлять надзор за его строительством и эксплуатацией. Органы надзора до завершения приемки представляют заказчику свои заключения о соответствии объекта действующему законодательству, санитарным, экологическим и строительным нормам, правилам и стандартам.
Перечень органов государственного надзора Республики Башкортостан приведен в приложении в„– 1.
Пунктом 6 Временного положения Республики Башкортостан установлено, что заказчик производит приемку объекта на основе заключений органов надзора и документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам, стандартам, данных проведенных обследований и проверок, результатов необходимых контрольных испытаний и измерений.
Согласно пункту 9 Временного положения Республики Башкортостан приемка объекта заказчиком от исполнителя работ, его эксплуатация, включение в соответствующую отчетность и оплата финансирующими банками не допускается без положительного заключения органов Госархстройнадзора и других органов государственного надзора, а также разрешений (лицензий) на эксплуатацию объектов и оборудования органов надзора, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Как установлено апелляционным судом, представленный заявителем на государственную регистрацию акт приемки объекта "Обустройство эксплуатации Сергеевского нефтяного месторождения" от 01.12.1994 не содержит сведений о наличии положительного заключения органов Госархстройнадзора, предусмотренное пунктом 9 Временного положения Республики Башкортостан, а также сведения о регистрации факта ввода принятого в действие объекта местными органами исполнительной власти, предусмотренного пунктом 10 Временного положения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что п. 2.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года в„– 9, предусмотрено, что магистральные нефтепроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
В соответствии с требованиями СНиП 2.05.13-90 "Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов" прием в эксплуатацию трубопровода без выполнения всех предусмотренных проектом и обусловленных согласующими организациями мероприятий, обеспечивающих пожарную, экологическую и санитарную надежность, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд, обоснованно применил к спорным правоотношениям Временное положение, действие которого распространяется не только на объекты строительства, осуществляемого в соответствии с Законом "об инвестиционной деятельности в РСФСР" и пришел к правильному выводу о том, что представленный на государственную регистрацию документ, не содержащий сведений о получении от надзорных органов заключений о соответствии объекта действующему законодательству, санитарным, экологическим и строительным нормам, правилам и стандартам, не может являться достаточным правоустанавливающим документом, позволяющим провести государственную регистрацию права собственности на вновь возведенный объект.
Таким образом, апелляционной суд, установив, что заявителем в регистрирующий орган не представлены надлежащие документы, необходимые для осуществления государственной регистрации, признал требования общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу в„– А07-17814/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------