По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2016 N Ф09-6947/16 по делу N А60-26175/2015
Требование: О привлечении к ответственности по части 2 ст. 14.43 КоАП РФ за реализацию и выпуск в обращение рыбной продукции, не соответствующей требованиям санитарного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку совершение правонарушения подтверждено, несоответствие продукции установленным нормам по микробиологическим показателям установлено преюдициальными судебными актами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. в„– Ф09-6947/16
Дело в„– А60-26175/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ОЛИМП" (ИНН: 6670423845, ОГРН: 1146670011300; далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2016 по делу в„– А60-26175/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Берестова К.А. (доверенность от 03.08.2015);
Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (далее - управление, административный орган) - Андреева О.А. (доверенность от 30.12.2015), Сывороцких М.А. (доверенность от 30.12.2015).
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", Департамент ветеринарии Свердловской области.
Решением суда от 08.02.2016 (судья Калашник С.Е.) заявление удовлетворено. Суд привлек общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса, в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп. и конфискации продукции, изъятой на основании предписания об изъятии из оборота некачественных и опасных продуктов от 19.05.2015 в„– 5843.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, отказать управлению в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что судом не рассмотрено ходатайство, заявленное им в ходе судебного заседания 19.01.2016, об исключении из числа доказательств протокола лабораторных испытаний от 18.05.2015 в„– 4104.
Общество считает, что суды неправомерно ссылаются на дело в„– А60-27316/2015 Арбитражного суда Свердловской области и признают доказанным факт нарушений, допущенных обществом, поскольку предмет рассмотрения в данном деле намного шире, чем в деле в„– А60-27316/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Общество указывает на то, что определение о назначении экспертизы оформлено с нарушением; указанная в постановлении апелляционного суда отметка об ознакомлении эксперта с правами в оригинале определения о назначении экспертизы, представленного обществом, отсутствует; исследования проведены на непроверенном приборе; суд апелляционной инстанции указал на ошибки, допущенные административным органом в отношении доводов о причастности общества к реализации продукции, отобранной 08.05.2015, следовательно, оснований для проведения проверки управлением в отношении общества не было; исследование отобранных на экспертизу образцов должно производиться по ГОСТу, указанному в протоколе отбора проб, исследование по иному и/или дополнительному ГОСТу противоречит действующему законодательству.
По мнению общества, ни в одном из представленных протоколах исследований не указано ни количество обнаруженных токсинов, ни объем продукции; иммуноферментный метод является наиболее чувствительным, при проведении которого возможно обнаружить то минимальное количество, которое не может быть опасным и нести угрозу жизни и здоровью человека; пределы обнаружения микроорганизмов устанавливаются посредством применения наименее чувствительных методов в отношении рыбы, которая была заморожена таким методом, применяется биологический способ определения токсичности; данный метод является аттестованным и тестированным, однако его применение обусловлено наличием S. aureus (условно-патогенный микроорганизм), который не обнаружен в продукции общества.
Заявитель жалобы считает, что судами необоснованно не приняты во внимание представленные им доказательства качества и безопасности рыбы, а именно протоколы испытаний в„– 4104/1, от 25.05.2015 в„– 1214, от 25.05.2015 в„– 1778; акт экспертизы от 16.07.2015 в„– 0130300338 Уральской торгово-промышленной палаты, а также доказательства, полученные в ходе судебного разбирательства по административному делу и не рассмотренные ранее ни одним судом (заключение экспертизы от 29.12.2015 в„– 52/68); ветеринарно-санитарное заключение на партию; пояснения специалиста профессора Дроздовой Л.И., данные в ходе судебного заседания; не дана оценка исследованиям, проведенным профессором Дроздовой Л.И., тогда как данные испытания, в том числе на живых организмах и на клеточном уровне, являются наиболее глубоким видом исследований по сравнению с экспресс-методом, проведенным административным органом.
По мнению общества, оно выполнило все требования санитарного и ветеринарного законодательства, приняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации при приемке к реализации продукции; подтверждающие доказательства представлены как административному органу, так и суду, но ни одно из них не принято во внимание.
Департаментом ветеринарии Свердловской области представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он поддерживает доводы кассационной жалобы и просит обжалуемые судебные акты отменить.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением на основании поступившей к нему информации о том, что находящаяся в потребительском обороте продукция - атлантический лосось потрошеный с/г (Solmo Salar), страна-изготовитель: Чили, YADRAв„– QUELLOв„– S.A., с датой выработки - 10.02.2015, сроком годности до 09.02.2017, объемом партии 146 кг, с датой выработки - март 2015 года, сроком годности до марта 2016 года, объемом партии 85 кг, является некачественной по признаку наличия стафилококковых энтеротоксинов, проведена в отношении ее поставщика - общества проверка с административным расследованием.
В ходе расследования обнаружено, что обществом нарушены подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции; допущены реализация и выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, а именно: лосось атлантический потрошеный с/г (страна-изготовитель: Чили, завод изготовитель: Sea Flavors S.A. (Avenida Cardonal 2022, Puerto Montt), дата выработки: 29.10.2014, срок годности: до 29.10.2016, объем партии: 70 транспортных упаковок общим весом 2 тонны, поставщик: общество с ограниченной ответственностью "Россторг" (г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, дом 37, лит. Б), не соответствует требованиям санитарного законодательства, а именно: обнаружены стафилококковые энтеротоксины (при норме "не обнаружено"); лосось атлантический потрошеный с/г (страна-изготовитель: Чили, завод изготовитель: Congelados y Conservas Fitz Roy S.A. дата выработки: март 2014, срок годности: до марта 2016, объем партии: 30,240 кг, поставщик: общество (620078, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 16 офис 410), не соответствует требованиям санитарного законодательства, а именно: обнаружены стафилококковые энтеротоксины (при норме "не обнаружено"), обнаружено в 0,01 г S. aureus.
По результатам проведенного административного расследования управлением составлен протокол от 27.05.2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 23.1 Кодекса административный орган направил в арбитражный суд указанный протокол об административном правонарушении и заявление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса.
Суды, удовлетворяя заявление административного органа, пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.
Согласно п. 1, 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 Кодекса действия, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 ст. 36 Закона в„– 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На основании п. 1, 5 ст. 15 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В силу ч. 1, 2 ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Пунктами 1, 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 (далее - СанПиН 2.3.2.1078-01), пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, радиологических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Из п. 2.2 СанПиН 2.3.2.1078-01 следует, что изготовляемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать санитарным правилам.
В соответствии с п. 3.21 СанПиН 2.3.2.1078-01 в пищевых продуктах не допускается наличие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни или представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Из п. 1.3.1.2 приложения в„– 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01 следует, что не допускается наличие в 0,01 грамме продукта стафилококка ауреус.
Судами установлено, что при обследовании холодильной камеры в„– 3, холодильного терминала (620078, г. Екатеринбург, р-н Ново-Свердловской ТЭЦ, литер А) и отборе проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (протокол от 15.05.2015) обнаружены факты, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан; обществом нарушены подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции, реализации, выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, а именно: лосось атлантический потрошеный с/г (страна-изготовитель: Чили, завод изготовитель: Sea Flavors S.A. (Avenida Cardonal 2022, Puerto Montt), дата выработки: 29.10.2014, срок годности: до 29.10.2016, объем партии: 70 транспортных упаковок общим весом 2 тонны, поставщик: общество "Россторг" (г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, дом 37, лит. Б) не соответствует требованиям п. 2.1, 2.2 3.21 СанПиН 2.3.2.1078-01 по показателю стафилококковые энтеротоксины, наличие которых является недопустимым, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний от 18.05.2015 в„– 4104 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
При рассмотрении дела в„– А60-27316/2015 Арбитражного суда Свердловской области установлено, что проверенная рыбная продукция не соответствует требованиям санитарного законодательства; факт наличия в лососе стафилококковых энтеротоксинов, содержание которых является недопустимым, подтвержден; данное обстоятельство не подлежит доказыванию вновь и имеет в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В отношении нарушения, изложенного в п. 2 протокола об административном правонарушении, а именно: лосось атлантический потрошеный с/г (страна-изготовитель: Чили), завод изготовитель: Congelados y Conservas Fitz Roy S.A., дата выработки: март 2014, срок годности: до марта 2016, объем партии: 30,240 кг, поставщик - общество) не соответствует требованиям п. 2.1, 2.2, 3.21 СанПиН 2.3.2.1078-01 по показателю стафилококковые энтеротоксины, п. 1.3.1.2 приложения в„– 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01 по показателю наличия стафилококка ауреус, судом апелляционной инстанции установлено, что представленные управлением доказательства являются недостаточными для вывода о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, поскольку невозможно проверить законность и обоснованность отбора проб в Государственном казенном учреждении Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области" 08.05.2015, а все предшествующие лабораторным исследованиям 08.05.2015 (протокол в„– 3826), 12.05.2015 (протокол в„– 3826/1) действия контролирующего органа, если таковые имели место, не оформлены; акт либо протокол отбора проб спорной продукции административным органом не представлен; не представляется возможным установить в рамках проверки либо административного расследования произведено изъятие проб, соблюдены ли процессуальные требования при этом.
Между тем, указанный вывод суда апелляционной инстанции не имеет определяющего правового значения, поскольку привлечение общества к административной ответственности основано на доказанном факте допущенного нарушения; конфискация применена исключительно к продукции, несоответствие которой установленным требованиям подтверждено судом.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный факт нарушения, отраженный в п. 1 протокола об административном правонарушении, подтверждается материалами дела и обществом документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса; данное правонарушение влечет угрозу жизни и здоровью граждан, потребителей продукции, содержащей токсин патогенного микроорганизма, что недопустимо в пищевых продуктах.
Судами установлено, что доказательств, подтверждающих принятие обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, обществом не представлено; вина общества в совершении правонарушения является доказанной; сроки и порядок привлечения к ответственности соблюдены.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2016 по делу в„– А60-26175/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Олимп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
А.Н.ТОКМАКОВА
------------------------------------------------------------------