Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2016 N Ф09-6647/16 по делу N А60-56050/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Начислены страховые взносы, пени, штраф, предложено представить корректирующие формы расчетов ввиду занижения базы по выплатам: 1) Премий за победу в публичном конкурсе и награждение нагрудным знаком; 2) Материальной помощи; 3) В счет оплаты санаторно-курортных путевок.
Решение: Требование удовлетворено, так как выплаты не подлежат обложению взносами, не связаны с трудовыми результатами, осуществлены: 1) Организатором конкурса и награждения, страхователь лишь довел средства до работников; 2) Для финансовой поддержки работников в сложных жизненных обстоятельствах, носят социальный характер; 3) Для оздоровления работников по медицинским показаниям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. в„– Ф09-6647/16

Дело в„– А60-56050/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - Фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2015 по делу в„– А60-56050/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Негосударственного частного культурного учреждения "ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НТМК" (далее - учреждение) - Реброва О.С. (доверенность от 12.01.2016 в„– 2).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 19.08.2015 в„– 075/038/727-2015.
Решением суда от 29.12.2015 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Считает, что суммы спорных выплат не поименованы в исчерпывающем перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ). Фонд ссылается также на то, что выплаты произведены, в том числе, за счет средств вознаграждения (премия) за победу в публичном конкурсе физическим лицам, которые состоят с учреждением в трудовых отношениях и принимали участие в конкурсе от имени организации-работодателя.
Учреждением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно возражает против доводов заявителя, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, в период с 14.04.2015 по 11.06.2015 фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки фондом вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 19.08.2015 в„– 075/038/727-2015.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области от 12.10.2015 в„– 53 решение фонда от 19.08.2015 в„– 075/038/727-2015 оставлено в силе.
Основанием для вынесения решения от 19.08.2015 в„– 075/038/727-2015 послужили выводы фонда о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов по следующим выплатам:
- суммы премий в 2012 год за победу работника в публичном конкурсе в размере 20 000 руб. и за награждение работника нагрудным знаком в размере 10 000 руб.;
- суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб. на одного работника за календарный год, выплаченной в 2014 году работникам в размере 23 943 руб. 01 коп.;
- суммы оплаты учреждением в 2014 году санаторно-курортных путевок своим работникам в размере 901 990 руб.
Решением фонда от 19.08.2015 в„– 075/038/727-2015 учреждению доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 259 033,84 руб. (на обязательное пенсионное страхование в размере 209 095,26 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 48 738,58 руб.), а также пени в сумме 25 868,7 руб. и штраф в размере 51 806,77 руб. (259 033,84 руб. x 20%).
Кроме того, учреждению предложено отразить доначисленные суммы страховых взносов в разделе I "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" по коду строки 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" и в разделе 4 "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода" расчета (форма РСВ-1 ПФР) за отчетные периоды 2015 г., начиная с отчета "9 месяцев 2015 г." и представить корректирующие формы персонифицированного учета застрахованных лиц за отчетный период 2012 - 2014 гг. согласно строке "II - факт" приложения 1, 3, 4 к Акту выездной проверки от 27.07.2015 в„– 075/038/727-215.
Не согласившись с решением фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона в„– 212-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона в„– 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 9 Закона в„– 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Названная правовая норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определенных причин не подлежащие включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как предусмотрено статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
По итогам проверки фондом доначислены страховые взносы в размере 6488,56 руб., а также пени и штраф в соответствующих размерах на суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб. на одного работника за календарный год, выплаченной в 2014 году работникам в размере 23 943,01 руб.
Суды установили, что учреждением в соответствии с приказами директора, Положением о социальных гарантиях и льготах работников были выплачены суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб., за календарный год, работникам Карамышевой Л.А., Захарян Л.Ф., Шадриной А.Б., Мартемьяновой Е.С., Камышевой Е.Е. на следующие цели: необходимость дорогостоящего лечения; необходимость ухода за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет; необходимость материальной поддержки многодетных семей.
Таким образом, эти выплаты носили социальный характер и были осуществлены в целях их финансовой поддержки в сложных жизненных обстоятельствах, не были связаны с трудовыми показателями работников и не зависели от их трудовых результатов.
Названные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 17744/12.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
По итогам проверки фондом доначислены страховые взносы в размере 244 415,29 руб., а также пени и штраф в соответствующих размерах на суммы оплаты учреждением в 2014 году санаторно-курортных путевок работникам в размере 901 990 руб.
Судами установлено, что в 2014 году в соответствии с Положением о порядке предоставления путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения работникам, утв. приказом директора от 31.12.2009 в„– 341, учреждение оплатило санаторно-курортные путевки в сумме 901 990 руб.
Оплата санаторно-курортных путевок за работников носила социально-направленный характер, осуществлялась учреждением в целях оздоровления работников в имеющих соответствующую лицензию санаторно-курортных и иных лечебных учреждениях на основании медицинских заключений и не была связана с трудовыми показателями работников, не зависела от их трудовых результатов, не является вознаграждением за труд, стимулирующей или компенсационной выплатой.
Целью оплаты санаторно-курортных путевок для работников учреждения является укрепление здоровья таких работников по медицинским показаниям.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата санаторно-курортных путевок не подлежит обложению страховыми взносами, что соответствует правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 в„– 6341/11, от 14.05.2013 в„– 17744/12.
Фондом учреждению также доначислены страховые взносы в размере 8130 руб., пени и штраф на суммы премий в 2012 году за победу работника в публичном конкурсе в размере 20 000 руб. и за награждение работника нагрудным знаком в размере 10 000 руб.
Суды установили, что в июле 2012 года на основании постановления Президиума Свердловского областного комитета ГМПР от 29.06.2012 в„– 3-1Ор, а также приказа директора учреждения от 10.07.2012 в„– 168 заместителю директора по культурно-досуговой деятельности Москвиной О.В. была выплачена перечисленная Свердловской областной организацией Горно-металлургического профсоюза России (далее - ГМПР) на расчетный счет учреждения премия в размере 20 000 руб. за победу в публичном конкурсе на лучшее стихотворное произведение, организатором которого являлся ГМПР.
В сентябре 2012 года на основании постановления Президиума Свердловского областного комитета ГМПР от 27.08.2012 в„– 5, а также приказа и.о. директора учреждения от 03.09.2012 в„– 225 директору Давыдовой В.Ф. была выплачена названная премия в размере 10 000 руб., сопутствующая награждению нагрудным знаком "За развитие социального партнерства", организатором награждения являлся ГМПР.
Фактическим источником выплат являлся ГМПР, из средств которого на расчетный счет учреждения были переведены спорные суммы, роль учреждения состояла лишь в формальном доведении соответствующих денежных средств до своих работников. При этом наличие трудовых отношений между работником и заявителем является условием допуска к участию в конкурсе.
Премии за победу в публичном конкурсе и в связи с награждением нагрудным знаком не является вознаграждением работника за исполнение своих трудовых обязанностей, не гарантированы ни трудовым, ни коллективным договорами.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что названные премии надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащей обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ.
В оспариваемом решении фонд также указал на необходимость представления учреждением корректирующих форм персонифицированного учета застрахованных лиц за отчетный период 2012 - 2014 гг.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. К числу сведений, которые страхователь обязан представлять о каждом работающем у него застрахованном лице, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Согласно абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние 3 месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
По смыслу названных норм страхователь обязан представить в ПФР сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Федеральный закон от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
Представленные учреждением в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 - 2014 гг. содержат информацию о фактически включенных в базу для исчисления страховых взносов выплатах и о суммах фактически начисленных страховых взносов за указанный период без каких-либо искажений.
Поскольку оснований для включения спорных выплат в базу для исчисления страховых взносов не имелось, суды пришли к правомерному выводу о том, что необходимости представления учреждением корректирующих форм персонифицированного учета застрахованных лиц за отчетный период 2012 - 2014 гг. также не имеется.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение фонда правомерно признано судами недействительным.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2015 по делу в„– А60-56050/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------