Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.06.2016 N Ф09-6598/16 по делу N А07-22100/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий лицензии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как обществом, осуществляющим добычу подземных вод из скважин, не ведется мониторинг геологической среды, результаты наблюдения ежеквартально не направляются в специализированную организацию, не сдается отчетность, зона строгого режима скважин не огорожена, не произведена оценка эксплуатационных запасов подземных вод.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. в„– Ф09-6598/16

Дело в„– А07-22100/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Сухановой Н.Н., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Картонно-бумажный комбинат" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2016 по делу в„– А07-22100/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кульшарипов Т.М. (доверенность от 16.11.2015).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление) о признании незаконным постановления от 20.08.2015 в„– 04-04/78-7.3ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 22.01.2016 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, сроки давности привлечения его к ответственности за нарушение п. 3.5, 3.7 лицензионного соглашения истекли.
Заявитель жалобы считает неправомерным вывод судов о том, что в случае несогласия с подп. 3.5, 3.6 п. 3 лицензионного соглашения к лицензии серии УФА в„– 02278 ВЭ общество могло подать заявку об изменении условий лицензионного соглашения в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 в„– 315, либо оспорить данный пункт лицензионного соглашения в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суды, делая такой вывод, тем самым оправдывают незаконность отдельных пунктов лицензионного соглашения, наличием права на их судебное обжалование; законодательство о недрах не содержит положений, согласно которым незаконные условия соглашений должны исполняться его участниками, поскольку это противоречит принципу законности; лицензионное соглашение, как разновидность публично-правового соглашения, не может противоречить условиям соглашения, общеобязательным требованиям нормативно-правовых актов и на него не распространяются такие частноправовые принципы, как свобода договора, следовательно, в случае противоречия условий лицензионного соглашения действующему законодательству, применению подлежат нормы закона, а не лицензионного соглашения.
Общество полагает, что ссылка управления на отсутствующие в материалах дела об административном правонарушении журналы учета водопотребления в доказательство пользования обществом недрами, несостоятельна, так как доказательства, подтверждающие вину общества должны находиться в материалах дела об административном правонарушении, а не представляться произвольно.
Заявить жалобы указывает на то, что у него не было объективной возможности исполнить п. 3.6 лицензионного соглашения к лицензии серии УФА в„– 02278 ВЭ, поскольку общество занималось работой по ограждению скважин в„– 4, 5, 6, 7 еще до проверки управлением; территориально указанные скважины находятся на земельном участке, принадлежащем Администрации городского поселения г. Туймазы, которая сдала этот земельный участок в аренду обществу с ограниченной ответственностью "КХ "Весна" (далее - общество "КХ "Весна") с регистрацией договора аренды в качестве обременения; территория указанного арендатора ограждена и охраняется; общество "КХ "Весна" препятствует свободному доступу представителей общества на этот земельный участок, в связи с чем общество не может выполнить работы по возведению ограждений на скважинах.
Общество считает, что невыполнение п. 3.8 лицензионного соглашения, объективная сторона которого предусматривает исполнение обязанности к конкретному сроку, противоречит сущности длящегося правонарушения, так как согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 5 указанные действия образуют состав оконченного, а не длящегося правонарушения, следовательно, данный эпизод подлежит исключению из состава вменяемого правонарушения.
Общество указывает на то, что судами не дана оценка его доводу о том, что п. 3.8 лицензионного соглашения противоречит п. 5 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), согласно которому в лицензии может устанавливаться срок начала соответствующих работ, условие же лицензионного соглашения содержит срок окончания работ; включение в объективную сторону состава правонарушения невыполнение п. 3.8 лицензионного соглашения, а именно провести в срок до 31.12.2011 оценку эксплуатационных запасов подземных вод по скважинам и представить материалы на государственную экспертизу, является незаконным, так как с учетом указанного в постановлении о привлечении к административной ответственности срока неисполнения обязанности (с 31.12.2011 по 31.12.2014) следует, что управлением четко определен момент окончания правонарушения, а именно 31.12.2014, следовательно, в соответствии со ст. 4.5 Кодекса двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Общество полагает, что с учетом того, что часть скважин фактически не работала, забор воды из них не велся, следовательно, без конкретного, поименного указания в постановлении от 20.08.2015 в„– 04-04/78-7.3ю на каких скважинах отсутствуют счетчики, какие именно счетчики не прошли поверку невозможно установить объективную сторону правонарушения.
Заявитель жалобы считает, что он не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.3 Кодекса, поскольку за невыполнение требований по предоставлению статистической информации ст. 13.19 Кодекса предусмотрена специальная административная ответственность.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением при проведении плановой выездной проверки выявлено, что общество осуществляет добычу подземных вод из скважин для хозяйственно-питьевого и технологического обеспечения водой объектов предприятия с нарушениями п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах и лицензионного соглашения к лицензии УФА в„– 02278 ВЭ, а именно: нарушен подп. 3.4 п. 3 лицензионного соглашения лицензии УФА в„– 02278 ВЭ - общество не осуществляет мониторинг геологической среды (режимные наблюдения) в полном объеме, который включает постоянный приборный учет водоотбора по скважинам (счетчики установлены не на все скважины, а установленные счетчики не проходили поверку с 2006 года (межповерочный интервал один раз в 4 года), замеры динамического уровня воды один раз в месяц (через равные промежутки времени) не ведутся; результаты наблюдения ежеквартально не направляются в Башкирский республиканский центр мониторинга состояния недр; нарушен подп. 3.5 п. 3 лицензионного соглашения лицензии УФА в„– 02278 ВЭ - обществом не направляется ежегодно до 10 января отчет по форме 2-тп (водхоз) в Башнедра и Башкирский республиканский центр мониторинга состояния недр (с 10.01.2005 с момента государственной регистрации лицензии по 10.01.2015); нарушен подп. 3.6 п. 3 лицензионного соглашения лицензии УФА в„– 02278 ВЭ - зона строгого режима скважин в„– 4, 5, 6, 7 не ограждена; нарушен подп. 3.7 п. 3 лицензионного соглашения лицензии УФА в„– 02278 ВЭ - общество не представляет ежегодно до 1 февраля в Башнедра отчет о выполнении условий пользования недрами (то есть с 01.01.2005 по 01.01.2015); нарушен подп. 3.8 п. 3 дополнения лицензионного соглашения лицензии УФА в„– 02278 ВЭ - обществом в срок до 31.12.2011 не произведена оценка эксплуатационных запасов подземных вод по скважинам и материалы не представлены на Государственную экспертизу (то есть в срок с 31.12.2011 по 31.12.2014).
По факту установленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.07.2015 в„– 04-03/78-7.3ю, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено постановление от 20.08.2015 в„– 04-04/78-7.3ю о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что постановление от 20.08.2015 в„– 04-04/78-7.3ю нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, соблюдения управлением установленного порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.3 Кодекса).
Судами установлено, что общество осуществляет добычу подземных вод из скважин для хозяйственно-питьевого и технологического обеспечения водой объектов предприятия с нарушением п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах и лицензионного соглашения к лицензии УФА в„– 02278 ВЭ; фактические обстоятельства дела заявителем не оспаривались и подтверждаются материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении от 13.07.2014 в„– 04-03/79-7.3ю, актом проверки от 13.07.2015 в„– 78.
При указанных обстоятельствах в действиях общества содержится объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами, процедура привлечения к административной ответственности управлением соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи; материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению. Суды правомерно исходили из того, что вменяемое обществу правонарушение является длящимся; обществу при осуществлении деятельности по недропользованию необходимо было соблюдать условия лицензионного соглашения; довод заявителя жалобы о невозможности доступа к скважинам документально не подтвержден; факт эксплуатации обществом скважин подтвержден материалами проверки, в том числе протоколом от 20.05.2015 в„– 04-03/1-недра, при обращении в суд не оспаривался и подтвержден в заявлении; из оспариваемого постановления следует, что согласно выкопировке из журнала учета водопотребления забор осуществляется ежедневно в среднем 600 куб. метров в сутки.
Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2016 по делу в„– А07-22100/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Картонно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Ю.В.ВДОВИН


------------------------------------------------------------------