По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2016 N Ф09-7027/16 по делу N А34-8590/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 3 ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Решение: Требование удовлетворено, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества, доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте его составления не представлено, указанные нарушения установленного порядка привлечения к ответственности являются существенными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. в„– Ф09-7027/16
Дело в„– А34-8590/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области) (ИНН: 4501112954, ОГРН: 1054500005383); (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу в„– А34-8590/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Курганское" (далее - общество "Курганское", заявитель) - Инякин Р.Ф. (доверенность от 01.11.2015), Шемендин С.А. (доверенность от 23.04.2014);
управления - Федоров И.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 32).
Общество "Курганское" (ИНН: 4510021140, ОГРН: 1064510002248) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене постановления управления от 08.12.2015 в„– 001641 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 18.02.2016 (судья Деревенко Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод судов о наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного ст. 28.2 КоАП РФ, факт надлежащего извещения общества "Курганское" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении подтвержден материалами дела. В назначенную дату 30.11.2015 руководитель общества "Курганское" либо уполномоченный представитель общества не явились, ходатайств, жалоб или заявлений от общества "Курганское" не поступало, в связи с чем 01.12.2015 инспектором составлен протокол в„– 45-02-09-15/1641 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.11.2015 в„– 741/02 в отношении общества "Курганское" проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства в области ветеринарии за период с 13.11.2015 по 10.12.2015.
Указанное распоряжение получено обществом "Курганское" 12.11.2015.
По итогам проверки в отношении общества "Курганское" составлен акт проверки от 27.11.2015 в„– 741/02, в котором зафиксированы выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; протокол об административном правонарушении от 01.12.2015 в„– 45-02-09-15/1641 по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
В отношении заявителя 08.12.2015 вынесено постановление в„– 001641 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество "Курганское" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о существенном нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного ст. 28.2 КоАП РФ, выразившемся в неизвещении общества "Курганское" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия и бездействие лиц, не исполняющих ветеринарно-санитарные правила.
Руководствуясь положениями ст. 1, 2, 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии", пунктами 1.1, 1.5, 2.1, 2.6 "Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 в„– 13-7-2/469, суды пришли к выводу о том, что в нарушение приведенных выше норм права общество "Курганское", осуществляющее деятельность в сфере производства и реализации свинины, специализирующееся на откорме и разведении свиней с последующей их передачей в убойный цех, имеющее 4 зоосанитарный статус, не организовало выдачу заключений об уборке, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также дезинфекцию мест хранения биологических отходов. По информации, полученной из ГБУ "Кетовский Центр ветеринарии", с января по март 2015 года в обществе "Курганское" пало 2078 голов свиней. При этом при проверке соблюдения правил сбора, утилизации и уничтожения трупов животных административным органом установлено, что с марта по ноябрь 2015 года общество "Курганское" не передавало на уничтожение биологические отходы на утилизацию в ГУП Тюменской области "Ишимский ветеринарно-санитарный утилизационный завод", с которым у него заключен договор от 20.03.2015. Заключения об уборке, утилизации и уничтожении трупов животных, а также акты на дезинфекцию и документы, подтверждающие контроль качества дезинфекции, отсутствуют и не представлены в материалы дела, что свидетельствует о наличии в действиях общества "Курганское" нарушений ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).
Положениями ст. 28.2 Кодекса предусмотрены требования к составлению протокола об административном правонарушении, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе - об участии законного представителя юридического лица в его составлении (ч. 2, 3, 5). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 в„– 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола и вынесении постановления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола и вынесении постановления, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 01.12.2015 в„– 45-02-09-15/1641 составлен административным органом без надлежащего извещения и без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Уведомлением, полученным помощником директора Зябловой И.А. 27.11.2015, законный представитель общества "Курганское" приглашен для составления протокола об административном правонарушении на 30.11.2015 в 14 час. 00 мин. Между тем 30.11.2015 протокол об административном правонарушении не составлен. Доказательства надлежащего заблаговременного извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 01.12.2015 (дату составления протокола) не представлено.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении без участия законного представителя общества "Курганское", при отсутствии сведений о надлежащем заблаговременном извещении юридического лица о времени и месте его составления на 01.12.2015 является существенным нарушением установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лишило лицо, привлекаемое к административной ответственности, возможности защищать свои интересы на стадии составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Курганское".
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы, не могут быть учтены, как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не соответствующие установленным судами по делу фактическим обстоятельствам.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу в„– А34-8590/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Ю.В.ВДОВИН
------------------------------------------------------------------