По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2016 N Ф09-5941/16 по делу N А60-33999/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации прекращения права собственности РФ на земельные участки и в восстановлении записи о праве собственности РФ на первоначальный участок.
Обстоятельства: Уполномоченным органом по управлению государственным имуществом отменено распоряжение о разделе первоначального участка на несколько новых. Отказ мотивирован отсутствием в кадастре недвижимости сведений о первоначальном участке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку первоначальный участок снят с кадастрового учета, фактически действия органа по управлению имуществом направлены на объединение нескольких участков, при этом могут быть нарушены права лиц, использующих участки для своей деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. в„– Ф09-5941/16
Дело в„– А60-33999/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2015 по делу в„– А60-33999/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра) - Новокшонова М.И. (доверенность от 30.12.2015 в„– 08-17/286);
территориального управления - Сажина Н.В. от 16.05.2016 в„– АР-5347/03).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий управления Росреестра, выразившихся в отказе в прекращении права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 66:58:0111001:204, 66:58:0111001:205, 66:58:0111001:206, 66:58:0111001:207, 66:58:0111001:208 и восстановлении записи о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:143, изложенном в письме от 17.04.2015 в„– 17-15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", открытое акционерное общество "Уральский трубный завод", Елтышев Александр Иванович.
Решением суда от 11.12.2015 (судья Абдрахманова Е.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Жукова Т.М., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, Распоряжение в„– 695-р не оспорено и является основанием для регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, и восстановления записи о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:143. Как полагает территориальное управление, отказ регистрирующего органа нарушает законные интересы Российской Федерации по распоряжению находящимися в ее собственности земельными участками.
В отзывах на кассационную жалобу Елтышев А.И., открытое акционерное общество "Уральский трубный завод" просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, территориальным управлением издано Распоряжением от 08.12.2010 в„– 384 "О формировании земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111001:204, 66:58:0111001:205, 66:58:0111001:206, 66:58:0111001:207, 66:58:0111001:208 из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:143, расположенного по адресу: Свердловская обл., г, Первоуральск, п. СТИ".
Распоряжением от 21.11.2014 в„– 695-р во исполнение поручения от 27.10.2014 в„– ПП-10/46013 вышеуказанное Распоряжение в„– 384 отменено. Отделу ведения реестра государственного имущества и регистрации права собственности Российской Федерации поручено провести работу по восстановлению положения, существовавшего до принятия Распоряжения в„– 384, включая восстановление зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:143 и погашению прав на земельные участки, образованные из него.
Территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением от 05.03.2015 о прекращении права собственности на земельные участки категория земель - земли населенных пунктов: кадастровый номер 66:58:0111001:204 площадь 6344 кв. м; кадастровый номер 66:58:0111001:205 площадь: 9208 кв. м; кадастровый номер 66:58:0111001:206 площадь 857 кв. м; кадастровый номер 66:58:0111001:207 площадь: 74 кв. м; кадастровый номер 66:58:0111001:208 площадь 298 231 кв. м; а также с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с площадью 315 172 кв. м с кадастровым номером 66:58:0111001:143, расположенные по адресу: Свердловская обл., г, Первоуральск, п. СТИ.
Письмом от 17.04.2015 в„– 17-15 управлением Росреестра отказано в государственной регистрации. В обоснование отказа управлением Росреестра указано на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:58:0111001:143, в связи с чем на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) осуществление государственной регистрации права не допускается.
Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно 2 условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, установлены в ст. 18 Закона о регистрации.
В соответствии с п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имущества.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:143 снят с кадастрового учета 12.01.2011, правильным является вывод судов о невозможности государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 66:58:0111001:204, 66:58:0111001:205, 66:58:0111001:206, 66:58:0111001:207, 66:58:0111001:208 и государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:143.
Фактически территориальное управление предприняло попытку образования единого земельного участка из названных земельных участков, на что верно указано судами.
В соответствии п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением указанных в данном пункте случаев. Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Судами установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 66:58:0111001:208, 66:58:0111001:204 расположены объекты недвижимости открытого акционерного общества "Уральский трубный завод", которое в адрес территориального управления направило заявления от 06.11.2014 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:204, от 20.01.2014, от 20.06.2014 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, от 11.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Из материалов дела следует также, что Елтышев А.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:207.
Учитывая, что заявителем доказательств соблюдения правил ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, вывод судов о том, что прекращение права собственности на указанные участки может повлечь нарушение прав и законных интересов лиц, ими владеющих, является обоснованным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Довод территориального управления о том, что распоряжение в„– 695-р, во исполнение которого заявитель обратился в регистрирующий орган, никем не оспорено, постольку оно является достаточным основанием для регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2015 по делу в„– А60-33999/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
------------------------------------------------------------------