По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016 N Ф09-6051/16 по делу N А47-6307/2015
Требование: О снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылался на неиспользование участка, предоставленного в аренду обществу для установки рекламного щита.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку, отказывая в удовлетворении требования, суды не учли, что отсутствие установленного законом порядка снятия с учета участка, учтенного до вступления в силу ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и ввиду этого не имеющего статуса "временный", не должно препятствовать реализации права на судебную защиту, не дали оценку длительному неиспользованию участка, отсутствию правопритязаний третьих лиц, нахождению его внутри иного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. в„– Ф09-6051/16
Дело в„– А47-6307/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Семеновой З.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан" (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2015 по делу в„– А47-6307/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайства Комитета, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области (далее - кадастровая палата) о рассмотрении дела в отсутствие их представителя судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитет обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к кадастровой палате о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 56:37:0106045:13, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание диспетчерской закрытого акционерного общества "Алькор". Участок находится примерно в 62 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Оренбургская обл., г. Бугуруслан, дор. на трассе объездной дороги Похвистнево-Бузулук, площадью 16 кв. м (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Миляев Алексей Геннадьевич.
Решением суда от 10.12.2015 (судья Штырник В.М.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Комитет отмечает, что положениями ст. 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрены основания для снятия земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный" с государственного кадастрового учета. Ссылаясь на письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2010, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31.05.2012 по делу в„– 33-2338/2012, Комитет указывает на возможность снятия с государственного кадастрового учета таких земельных участков по решению суда.
В отзыве на кассационную жалобу кадастровая палата поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Временным положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования г. Бугуруслан, в собственность, аренду, пользование гражданам и юридическим лицам, для строительства и для целей не связанных со строительством от 07.06.2002 в„– 155 был установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования г. Бугуруслана, для целей, не связанных со строительством.
Распоряжением Комитета от 31.01.2005 в„– 15-з на основании заявления и представленных документов принято решение о предоставлении земельных участков, согласно которому земельный участок с адресным ориентиром: г. Бугуруслан, район АЗС "Алькор" на трассе объездной дороги Похвистнево - Бузулук, площадью 16 кв. м предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Оренкарт" в аренду на срок с 01.02.2005 по 31.12.2005 для установки рекламных щитов (л. д. 32).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.06.2015 в„– 56/15-306435 (л. д. 31) после постановки 14.03.2005 вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет ему был присвоен кадастровый номер 56:37:0106045:13, разрешенное использование - для установки рекламного щита.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 04.06.2015 в„– 56/000/011/2015-1627 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л. д. 30).
Схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Бугуруслан", утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области от 12.05.2015 в„– 387-п, не предусмотрено размещение рекламного щита на земельным участке с кадастровым номером 56:37:0106045:13.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 находится внутри (окружен) земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, собственником которого является Миляев А.Г. (выписка из ЕГРП от 03.08.2015 в„– 56/017/007/2015-190).
Ссылаясь на неиспользование публичного земельного участка с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 третьими лицами, невозможность его дальнейшего перераспределения для целей использования, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных Законом о кадастре правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку земельный участок не относится к преобразуемым объектам недвижимости, не является временным, при этом заявителем не представлены доказательства планируемого перераспределения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка. В силу чего суды установили, что наличие кадастрового учета земельного участка не нарушает права муниципального образования. Кроме того, судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:37:0106045:13 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, в отношении которого зарегистрировано право собственности Миляева А.Г., доказательств наличия полномочий обращаться в защиту интересов указанного лица Комитетом не представлено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, по доводам жалобы, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (п. 9 ст. 4 Закона о кадастре).
Статья 25 Закона о кадастре в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении 5 лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.03.2005 и имеет статус "ранее учтенный".
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Из системного анализа положений ст. 24, 25 Закона о кадастре, применяемых во взаимосвязи со ст. 45 указанного закона, следует, что Законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 в„– Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет до принятия Закона о кадастре, в связи с чем не имеет статус "временный" и не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений представителя Комитета следует, что спорный земельный участок был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Оренкарт" для установки рекламных щитов в 2005 году и длительное время не используется, правопритязания третьих лиц в отношении данного земельного участка отсутствуют, земельный участок расположен внутри другого земельного участка, эффективное использование его невозможно. Судами данным доводам правовая оценка не дана.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Такой правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 в„– 306-КГ15-11928, от 08.02.2016 в„– 310-ЭС15-19011.
Отказывая в удовлетворении требований лишь по формальным основаниям, суды не разрешили спор в порядке ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, вследствие чего нарушение прав заявителя не устранено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных ст. 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2015 по делу в„– А47-6307/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------