Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2016 N Ф09-5956/16 по делу N А71-8043/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде расходов на выдачу технических условий на присоединение к электрическим сетям.
Обстоятельства: Сетевая организация, управляющая единой национальной электрической сетью, ссылалась на невозмещение расходов территориальной сетевой организацией, заявка которой аннулирована ввиду неподписания договора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отношения по подготовке технических условий не могут квалифицироваться как фактические договорные отношения по оказанию услуг, технологическое присоединение по индивидуальному проекту не предусматривалось, спорная сумма не может произвольно выделяться из регулируемой государством платы за технологическое присоединение.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. в„– Ф09-5956/16

Дело в„– А71-8043/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Сафроновой А.А., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные электрические сети Урала (далее - общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу в„– А71-8043/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 06.06.2016, приняли участие представители:
общества "ФСК ЕЭС" - Плотников С.М. (доверенность от 22.12.2014);
общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Удмуртии" (далее - общество "ЭС Удмуртии") - Феоктистова А.Г. (доверенность от 09.11.2015 в„– 87), Филимонова Е.В. (доверенность от 10.08.2015 в„– 60).
В судебном заседании суда кассационной инстанции 06.06.2016 объявлен перерыв до 14.06.2016 до 11 ч 20 мин.
После перерыва в судебном заседании принял участие представитель общества "ЭС Удмуртии" - Берш И.С. (доверенность от 02.07.2015 в„– 52).

Общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала обратилось в арбитражный суд с иском к обществу "ЭС Удмуртии" о взыскании 2007 руб. 89 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.12.2015 (судья Морозова Н.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (судьи Яринский С.А., Назарова В.Ю., Шварц Н.Г.) решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала просит отменить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, оставить в силе решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, ссылаясь на то, что поступление от ответчика заявки на технологическое присоединение и совершение действий истца по выполнению данной заявки свидетельствует о сложившихся между сторонами отношениях по возмездному оказанию услуг. Как указывает истец, поскольку договор об осуществлении технологического присоединения не был заключен, законодательство в области технологического присоединения правоотношения по возмещению расходов, составляющих предмет искового заявления, не регламентирует, данные отношения подлежат регулированию главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, позиция апелляционного суда о том, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение за исключением положений п. 30.4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (далее - Правила в„– 861) также основана на неверном толковании норм права. Как полагает общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала, вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец для целей расчетов в спорных правоотношениях с обществом "ЭС Удмуртии" на основании действовавших в спорный период приказов ФСТ России и внутреннего приказа общества "ФСК ЕЭС" от 11.02.2013 в„– 84 "Об утверждении Методических указаний по определению размера расходов за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС", относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети" не обладает правом произвольно делить плату (регулируемую цену) на технологическое присоединение и взимать ее часть за мероприятия по изготовлению и выдаче технических условий, а также утверждение о том, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат на подготовку и выдачу технических условий, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм права. Судом апелляционной инстанции, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено, что предметом требований общества "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала является не взыскание платы за технологическое присоединение или ее части, а взыскание расходов (цены пропорционально выполненной части работы), понесенных по изготовлению и выдаче ответчику технических условий в связи с подачей заявки последнего на технологическое присоединение (ст. 717, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, общество "ФСК ЕЭС" является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Общество "ЭС Удмуртии" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и также осуществляющей технологическое присоединение физических и юридических лиц к своим сетям.
В адрес филиала общества "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала 08.10.2014 от ответчика поступила заявка в„– 1721 на технологическое присоединение к электрическим сетям истца.
Как указал истец, в связи с поступлением заявки у него возникли обязанности по направлению проекта договора на технологическое присоединение, по подготовке и выдаче технических условий, по подготовке и подаче в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) документов для расчета платы за технологическое присоединение на основании заявки ответчика.
Таким образом, по его мнению, фактически между сторонами сложились отношения по возмездному оказанию услуг, осуществляемых на основании оферты заявителя.
В адрес ответчика в письме от 13.11.2014 в„– М4/6/2499 истцом направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям общества "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства ответчика.
Поскольку проект договора ответчиком не подписан, разногласий к указанному договору ответчиком не представлено, истец в порядке п. 15 Правил технологического присоединения аннулировал заявку и направил в адрес ответчика письмо от 12.03.2015 в„– М4/6/490 и претензионное требование от 02.06.2015 в„– М4/5/74 с требованиями о возмещении фактически понесенных истцом расходов, связанных с подготовкой, выдачей истцом технических условий.
Поскольку указанные в претензии требования оставлены обществом "ЭС Удмуртии" без удовлетворения, общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, руководствуясь ст. 426, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3, 12(1), 13 и 14, подп. "а" п. 18 Правил в„– 861, п. 6.1, 16 Приказа ФСТ России от 11.09.2012 в„– 209-э/1 (ред. от 01.08.2014) "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", придя к выводу, о том, что аннулирование заявки на технологическое присоединение не лишает общество "ФСК ЕЭС" - МЭС Урала права на возмещение понесенных затрат, связанных с выполнением работ по изготовлению технических условий, исходя из общеправового принципа возмездного характера оказываемых услуг.
Исходя из того, что спорные затраты понесены в интересах ответчика для исполнения его заявки на технологическое присоединение, неизбежность затрат для сетевой организации обусловлена публично-правовым характером правоотношений по технологическому присоединению, суд первой инстанции сделал вывод о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в сумме 2007 руб. 89 коп.
Арбитражный апелляционный суд счел указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, обоснованно исходя из следующего.
Согласно п. 1, 2 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как верно указал апелляционный суд, из содержания указанных норм следует, что лицо, обратившееся в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, должно доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца без установленных законом или сделкой оснований, период и размер неосновательного обогащения.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон в„– 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В Правилах в„– 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В силу п. 3 Правил в„– 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с п. 6, 7 Правил в„– 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, являющегося обязательным для сетевой организации. Процедура технологического присоединения, помимо прочего, предусматривает: подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Согласно п. "а" п. 16 Правил в„– 861 одним из существенных условий договора на технологическое присоединение является перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению, которые определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора.
Из подп. "а" п. 18 Правил в„– 861 следует, что первый этап мероприятий по технологическому присоединению включает в себя подготовку сетевой организацией технических условий. При этом технические условия не требуют согласования сторон, а составляются сетевой организацией в одностороннем порядке.
Перед осуществлением фактического технологического присоединения и составлением необходимой документации обязательным условием является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями.
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, п. 1 ст. 26 Закона в„– 35-ФЗ и п. 6, 7 Правил в„– 861 регулируют доступ к электрическим сетям и прямо предусматривают в целях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя заключение соответствующего договора по инициативе лица, которое имеет намерение на осуществление технологического присоединения, посредством подачи заявки.
Согласно п. 15 Правил в„– 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что из системного толкования названных норм права в их взаимосвязи следует, что технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, следовательно, предоставление технических условий отдельно от проекта договора не допускается.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется (п. 15 Правил в„– 861).
Как установлено судами, договор технологического присоединения между сторонами заключен не был. Более того, Правилами предусмотрена возможность заявителя не согласиться на подключение на тех условиях, которые предлагает заявитель в проекте договора.
Руководствуясь названными положениями Правил в„– 861 и содержанием заявки ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия истца по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению (подготовке проекта, согласования условий) договора технологического присоединения с ответчиком, и не могут рассматриваться в рамках фактических договорных отношений, регламентируемых гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку договор технологического присоединения, порядок его заключения, исполнения и расторжения регулируется специальными Правилами в„– 861 и не квалифицируется ни как договор об оказании услуг, ни как договор подряда (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 в„– 2551/12), следовательно, отношения сторон при подготовке технических условий не могут самостоятельно квалифицироваться как фактические договорные отношения по оказанию услуг.
Согласно п. 30 Правил в„– 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В силу п. 30.4 Правил в„– 861 сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).
В случае если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Как верно указал апелляционный суд, действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение, за исключением положений п. 30.4 Правил в„– 861, устанавливающего, что в случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в п. 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Вместе с тем, как установлено судами, в данном случае технологическое присоединение по индивидуальному проекту между обществом "ФСК ЕЭС" и обществом "ЭС Удмуртии" не предусматривалось.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, согласно п. 4 ст. 23.1 Закона в„– 35-ФЗ государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу абз. 1, 2, 3 п. 2 ст. 23.2 Закона в„– 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Проанализировав указанные нормы, суд апелляционной инстанции верно указал, что цена (плата), уплачиваемая потребителями электрической энергии за технологическое присоединение к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети общества "ФСК ЕЭС", является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приказом ФСТ России от 11.09.2012 в„– 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания в„– 209-э/1).
В соответствии с п. 16 Методических указаний в„– 209-э/1 для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В силу п. 6 Методических указаний в„– 209-э/1 (в редакции, действовавшей до 23.03.2014) ФСТ России устанавливается размер платы за технологическое присоединение, индивидуально для конкретного Заявителя при обращении в ФСТ России при необходимости выполнения мероприятий, указанных в приложении в„– 1 к Методическим указаниям, или в виде формулы, определяемой в соответствии с пунктом 32 Методических указаний, в случае осуществления мероприятий, включаемых в стандартизированную тарифную ставку C1, указанную в пункте 30 Методических указаний.
Приказом ФСТ России от 25.12.2012 в„– 914-э утверждена на 2013 - 2014 гг. плата за технологическое присоединение (P, руб.) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети общества "ФСК ЕЭС" в виде следующей формулы:
P = C x в„– / 1, где:
в„– - объем максимальной мощности (кВт);
C - 27,56 руб. (без НДС) - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, выполняемым для технологического присоединения потребителя электрической энергии к электрической сети общества "ФСК ЕЭС".
Расчетная величина C в спорный период, равная 27,56 руб., определяется совокупностью расходов общества "ФСК ЕЭС" на выполнение всех мероприятий, указанных в п. 16 Методических указаний по технологическому присоединению в„– 209-э/1.
Суд апелляционной инстанции верно счел, что общество "ФСК ЕЭС" для целей расчетов в спорных правоотношениях с обществом "ЭС Удмуртии" на основании действовавших в спорный период приказов ФСТ России и внутреннего приказа общества "ФСК ЕЭС" от 11.02.2013 в„– 84 "Об утверждении Методических указаний по определению размера расходов за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС", относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети" не обладает правом произвольно делить плату (регулируемую цену) на технологическое присоединение и взимать ее часть за мероприятия по изготовлению и выдаче технических условий.
Таким образом, истцом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат на подготовку и выдачу технических условий на сумму 2007 руб. 89 коп.
С учетом того, что истцом не доказан факт неосновательного обогащения общества "ЭС Удмуртии" за счет общества "ФСК ЕЭС" в заявленном размере, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.12.2015 подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу в„– А71-8043/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.АБОЗНОВА

Судьи
А.А.САФРОНОВА
Л.Н.ЧЕРЕМНЫХ


------------------------------------------------------------------