Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2016 N Ф09-6389/16 по делу N А07-16890/2015
Требование: О признании незаконными непринятия решения об утверждении условий приватизации нежилых помещений, ненаправления проектов договоров купли-продажи, невнесения в государственный реестр сведений об уменьшении площади помещений, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Действия по внесению изменений об арендуемом объекте и его приватизации арендодателем не совершены.
Решение: Требование удовлетворено, так как арендатор обладает преимущественным правом выкупа помещений, использует их в течение не менее установленного законом срока, долга по арендной плате не имеет, помещения исключены из перечня имущества, не подлежащего приватизации, капитальный ремонт, приведший к уменьшению их площади, произведен с согласия арендодателя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф09-6389/16

Дело в„– А07-16890/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату (далее - комитет), администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2015 по делу в„– А07-16890/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель комитета - Сибагатуллина С.Г. (доверенность от 20.05.2016).
От общества с ограниченной ответственностью "Империал" (далее - общество, заявитель) поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения (постановления) об утверждении условий приватизации арендуемых заявителем нежилых помещений на первом этаже в девятиэтажном жилом доме, расположенном по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62-а, общей площадью 374,1 кв. м и 253,5 кв. м по договорам о передаче объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в муниципальной казне, в аренду без права выкупа от 25.11.2009 в„– 1642 и 1643 соответственно, в двухнедельный срок с даты принятия отчета об их оценке; ненаправлении обществу проектов договоров купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения (постановления) об утверждении условий приватизации вышеуказанного арендуемого имущества; несовершении действий по ликвидации записи о регистрации права муниципальной собственности на объект муниципального нежилого фонда площадью 2564,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62а, в связи с уменьшением арендуемой обществом площади по договору в„– 1643 на 20,8 кв. м в ходе проведения капитального ремонта арендуемого помещения с марта 2010 и по регистрации права муниципальной собственности на объект общей площадью 2543,9 кв. м.
Кроме того, общество просило суд возложить на администрацию обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по ликвидации записи о регистрации права муниципальной собственности на объект муниципального нежилого фонда площадью 2564,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62а, в связи с уменьшением арендуемой обществом площади по договору в„– 1643 на 20,8 кв. м в ходе проведения капитального ремонта арендуемого помещения с марта 2010 года и по регистрации права муниципальной собственности на общую площадь размером 2543,9 кв. м; совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 159-ФЗ). Общество также просило возложить на администрацию обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения (постановления) об утверждении условий приватизации арендуемого обществом имущества по договорам от 25.11.2009 в„– 1642 и 1643 не позднее чем в двухнедельный срок со дня вынесения настоящего решения; направления заявителю проектов договоров купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты утверждения условий приватизации арендуемого имущества по договорам от 25.11.2009 в„– 1642 и 1643 (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет.
Решением суда от 30.11.2015 (судья Журавлева М.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Администрация и комитет с судебными актами не согласны, в своих кассационных жалобах просят оспариваемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Заявители указывают на то, что спорное имущество по инициативе администрации исключено из перечня имущества не подлежащего передаче субъектам малого и среднего предпринимательства на основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ только решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26.02.2015 в„– 3-43/525. Администрация и комитет указывают на то, что общество, обращаясь 24.12.2013 с заявлением о выкупе недвижимого имущества, включенного в предусмотренный п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 209-ФЗ) перечень, в нарушение положений ч. 2.1 п. 2 ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ не являлось пользователем испрашиваемого имущества на протяжении пяти и более лет. Кроме того, заявители полагают, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных обществом требований, в нарушение положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований, изменяющие одновременно предмет и основание первоначального иска. По мнению администрации и комитета, суд неправомерно принял изменение исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации, выразившегося в несовершении действий по ликвидации записи о регистрации прав муниципальной собственности на объект муниципального нежилого фонда в связи с уменьшением арендуемой обществом площади на 20,8 кв. м; обязании администрации совершить действия по ликвидации регистрационной записи и регистрации права на нежилого помещения уменьшенной площадью. Заявитель указывает на несоблюдение обществом досудебного порядка урегулирования спора в указанной части, отсутствие оснований для удовлетворения названных требований в силу ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Администрация также не согласна с выводами судов о проведении обществом в 2010 году капитального ремонта арендуемых помещений, в результате которого произошло уменьшение их площади, с согласия администрации, ввиду отсутствия согласованной проектно-сметной документации. Администрация помимо прочего сослалась на то, что в судебном заседании 12.11.2015 было отклонено ее ходатайство об отложении рассмотрения дела, однако данное обстоятельство в протоколе судебного заседания не отражено.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления администрации от 25.11.2009 в„– 2759-п между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 25.11.2009 заключен договор в„– 1642 о передаче объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в муниципальной казне, в аренду без права выкупа (далее - договор в„– 1642), в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект муниципального нежилого фонда, находящийся в муниципальной казне городского округа город Салават Республики Башкортостан: часть встроенно-пристроенного помещения в девятиэтажном жилом доме по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62-а, общей площадью 374,1 кв. м, в том числе под общепит - 374,1 кв. м (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора в„– 1642 его условия распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.11.2009 по 31.10.2014 в соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный объект аренды площадью 374,1 кв. м передан обществу 25.11.2009 по акту приема-передачи.
На основании постановления администрации от 25.11.2009 в„– 2760-п между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 25.11.2009 заключен договор в„– 1643 о передаче объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в муниципальной казне, в аренду без права выкупа (далее - договор в„– 1643), в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект муниципального нежилого фонда, находящийся в муниципальной казне городского округа город Салават Республики Башкортостан: часть встроенно-пристроенного помещения в девятиэтажном жилом доме по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62-а, общей площадью 253,5 кв. м, в том числе под торговлю промышленными и продовольственными товарами - 253,5 кв. м (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора в„– 1643 его условия распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.11.2009 по 31.10.2014 в соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный объект аренды площадью 253,5 кв. м передан обществу 25.11.2009 по акту приема-передачи.
На основании постановления администрации от 25.11.2009 в„– 2761-п между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 25.11.2009 заключен договор в„– 1644 о передаче объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в муниципальной казне, в аренду без права выкупа (далее - договор в„– 1644,) в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект муниципального нежилого фонда, находящийся в муниципальной казне городского округа город Салават Республики Башкортостан: часть встроенно-пристроенного помещения в девятиэтажном жилом доме по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62-а, общей площадью 104,5 кв. м, в том числе под бытовые услуги - 104,5 кв. м (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора в„– 1644 его условия распространяются на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.11.2009 по 31.10.2014 в соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный объект аренды площадью 104,5 кв. м передан обществу 25.11.2009 по акту приема-передачи.
Обозначенные договоры в„– 1642, 1643, 1644 зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), что подтверждается соответствующими штампами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности нежилое помещение общей площадью 2564,7 кв. м, расположенное на первом этаже здания по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62а, принадлежит городскому округу город Салават Республики Башкортостан.
В период с 2010 по 2011 обществом в арендуемых по договорам в„– 1642, 1643, 1644 помещениях осуществлен капитальный ремонт. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что администрация располагала сведениями и согласовывала проведение обществом в спорных помещениях капитального ремонта. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, протоколом от 17.01.2011 в„– 1 заседания комиссии по вопросу освобождения от арендной платы арендатора объекта муниципального нежилого фонда городского округа город Салават Республики Башкортостан на период проведения капитального ремонта, утвержденного заместителем Главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан 17.01.2011, постановлением администрации от 02.08.2011 в„– 1592-П "О предоставлении льгот при взимании арендной платы на период проведения капитального ремонта муниципального нежилого фонда ООО "Империал".
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение первого этажа девятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62А, инвентарный номер 2666, кадастровый номер 02:59:070303:0:12/2, по состоянию на 23.03.2010, указанное помещение включает в себя помещения под номерами 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 47, 47а, 49, 49а, 49б, 50, 51, 51а, 51б, 52, 53, 54, 55, 89, 89а, 90, 90а, 90б, 90в, 90г, общей площадью 711,3 кв. м, в примечании указано, что по данным последней инвентаризации произошло объединение помещений, изменение площади на 20,8 кв. м в результате внутренней перепланировки.
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.07.2010 помещения с кадастровым номером 02:59:070303:0:12/2, инвентарный номер 2666, расположены на первом этаже здания по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62А, имеют общую площадь 711,3 кв. м, номера помещения на поэтажном плане: 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 47, 47а, 49, 49а, 49б, 50, 51, 51а, 51б, 52, 53, 54, 55, 89, 89а, 90, 90а, 90б, 90в, 90г.
В представленном в материалы дела календарном плане производства работ (на период с августа 2010 года по июль 2011 года) указана общая стоимость работ, продолжительность смены по каждому помещению в„– 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 47, 49, 49а, 49б, 50, 51, 51а, 51б, 52, 53, 54, 55, 89, 89а, 90, 90а, 90б, 90в, 90г. Указанный календарный план производства работ 12.01.2011 согласован Главой администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Общество 25.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением от 24.12.2013 о разрешении выкупить арендуемые по указанным выше договорам в„– 1642, 1643, 1644 помещения, расположенные по адресу: ул. Октябрьская, 62а, общей площадью 711,3 кв. м.
В материалы дела представлены подписанные комитетом и обществом акты сверки по платежам за аренду по договорам в„– 1642, 1643, 1644, согласно которым по состоянию на 17.12.2013 задолженность по уплате арендных платежей отсутствует.
Общество 12.03.2014 обратилось в администрацию с заявлением (в дополнение к заявлению от 24.12.2013) об исключении арендуемых им помещений из Перечня муниципального имущества (объектов муниципального нежилого фонда), не подлежащего отчуждению, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, и предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), в связи с намерением реализовать преимущественное право на приобретение их в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона в„– 159-ФЗ.
Арендуемые обществом по договорам в„– 1642, 1643, 1644 помещения, расположенные в здании по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62а, площадью 374,1 кв. м, 253,5 кв. м и 104,5 кв. м, соответственно, исключены из Перечня на 2014 год решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26.02.2015 в„– 3-43/525.
Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство развития бизнеса" по заказу администрации 30.04.2015 проведена оценка рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных на первом этаже девятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 62а, площадью 104,5 кв. м, 232,7 кв. м, 374,1 кв. м, по результатам которой представлены отчеты об оценке от 08.05.2015 в„– 15-03/8-Н, 15-03/9-Н, 15-03/10-Н, согласно которым рыночная стоимость указанных объектов составила 1 570 000 руб. (без учета НДС), 5 700 000 руб. (без учета НДС), 10 700 000 руб. (без учета НДС) соответственно.
Письмами от 16.06.2015 и 03.07.2015 в адрес администрации и письмами от 24.04.2015, 16.06.2015, 26.06.2015, 06.07.2015 в адрес комитета общество просило прекратить нарушать требования Федерального закона в„– 159-ФЗ и направить проекты договоров купли-продажи в установленном порядке.
Ответы на названные обращения в адрес заявителя направлены не были.
Постановлением администрации от 28.07.2015 в„– 1756-п утверждены Условия приватизации объекта муниципального нежилого фонда (нежилое помещение первого этажа девятиэтажного жилого здания), расположенного по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, 62а, площадью 104,5 кв. м; установлен способ приватизации муниципального имущества - преимущественное право на приобретение арендуемого имущества арендатором обществом "Империал".
Письмом от 28.07.2015 в„– 281-7-А комитет направил обществу проект договора купли-продажи от 28.07.2015 в„– 164 на нежилое помещение первого этажа девятиэтажного жилого дома площадью 104,5 кв. м по адресу: г. Салават, ул. Октябрьская, 62а.
Общество, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в несовершении действий, направленных на реализацию преимущественного права заявителем на приобретение в собственность недвижимого имущества, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.В силу положений ст. 3 Федерального закона в„– 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 в„– 144-ФЗ, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выкупе арендуемого имущества) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 135-ФЗ), при выполнении следующих условий: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 названного Закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 данного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 указанного закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 данного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона в„– 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона в„– 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом в„– 135-ФЗ, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Спорные правоотношения возникли в ходе рассмотрения обращения общества к администрации от 24.12.2013 о намерении реализовать преимущественное право на выкуп арендуемых объектов.
Судами установлено, что исключение спорного имущества из Перечня также инициировано обращением общества, что подтверждается заявлением от 12.03.2014, направленным в адрес заинтересованного лица.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о направлении уполномоченным органом местного самоуправления в адрес заявителя предложения о заключении договоров купли-продажи арендуемого имущества в порядке ч. 2 ст. 4 Федерального закона в„– 159-ФЗ.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что процедура реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества начата по инициативе общества, в связи с чем подлежит регулированию положениями ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявитель использует спорные арендуемые помещения на основании зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды непрерывно начиная с 2009 года, то есть более двух лет. Отсутствие у заявителя задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права (25.12.2013) подтверждается актами сверок по платежам за аренду нежилых помещений по состоянию на 17.12.2013. Арендуемое заявителем имущество исключено из Перечня решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26.02.2015 в„– 3-43/525 (пункты 40 - 42 приложения в„– 2 к Решению).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии общества требованиям ст. 4 Федерального закона в„– 209-ФЗ, а также всем условиям, установленным в ст. 3 Федерального закона в„– 159-ФЗ для реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.
Ссылка администрации и комитета на положения ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ обоснованно отклонена судами в связи с тем, что спорные объекты были исключены из Перечня решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26.02.2015 в„– 3-43/525.
Доводы администрации и комитета о наличии у заявителя задолженности по арендным платежам и неустойке по договорам в„– 1642, 1643 и 1644, также обоснованно не приняты судами в связи с наличием доказательств отсутствия задолженности общества на день подачи им заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (25.12.2013), с учетом того, что процедура выкупа помещений начата по заявлению общества.
Таким образом, установив факт нарушения администрацией сроков исполнения обязанностей, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона в„– 159-ФЗ в части утверждения условий приватизации и направления проекта договора купли-продажи имущества арендуемого заявителем по названным договорам, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Оценив ссылку администрации и комитета на неправомерность действий общества по уменьшению площади арендуемого помещения на 20,8 кв. м, суды указали на наличие в материалах дела доказательств того, что работы по проведению капитального ремонта, в результате которых произошло указанное уменьшение площади, проведены с согласия администрации, а именно: технического паспорта от 23.03.2010, календарного плана производства работ, протокола от 17.01.2011 в„– 1 заседания комиссии по вопросу освобождения от арендной платы арендатора объекта муниципального нежилого фонда городского округа город Салават Республики Башкортостан на период проведения капитального ремонта, постановления администрации от 02.08.2011 в„– 1592-П "О предоставлении льгот при взимании арендной платы на период проведения капитального ремонта муниципального нежилого фонда ООО "Империал", письма комитета от 29.06.2015, календарного плана производства работ (на период с августа 2010 года по июль 2011 года), акта технического обследования от 25.01.2010, письма от 25.10.2010 о направлении в адрес администрации, в числе прочего, дефектной ведомости объемов работ, локальной сметы на проведение капитального ремонта, подписанных актов приемки выполненных работ, письма администрации от 22.12.2010.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что бездействие администрации, выразившееся в необращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРП актуальных сведений о площади спорного объекта создает препятствия для заявителя в реализации его прав как арендатора объекта, в том числе, преимущественного права на приобретение данного объекта в порядке, предусмотренном Федеральным законом в„– 159-ФЗ.
Ссылка подателей кассационной жалобы на нарушение судом первой инстанции положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоблюдение обществом досудебного порядка урегулирования спора, отсутствие в протоколе судебного заседания от 12.11.2015 сведений об отказе администрации в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2015 по делу в„– А07-16890/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату, администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------