Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2016 N Ф09-5459/16 по делу N А60-51506/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Начислены налог на прибыль, пени, штраф по мотиву получения налогоплательщиком доходов от продажи осужденным товаров через магазин, от предоставления дополнительных услуг осужденным и их родственникам в комнате длительных свиданий.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные виды деятельности направлены на выполнение государственных функций по обеспечению прав осужденных на приобретение продуктов и предоставление свиданий, доходы перечислялись в бюджет РФ, при этом факт получения доходов без привлечения осужденных к оплачиваемому труду не имеет значения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф09-5459/16

Дело в„– А60-51506/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А60-51506/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) - Воронова Е.В. (доверенность от 14.01.2016 в„– 1), Наймушина М.В. (доверенность от 07.12.2015 в„– 10);
инспекции - Бунакова В.В. (доверенность от 07.06.2016 в„– 03-12/04821), Акулова О.Н. (доверенность от 07.06.2016 в„– 03-12/04822).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.06.2015 в„– 10 в части доначисления налога на прибыль, пеней и штрафов, начисленных на налог на прибыль, в общей сумме 660 828 руб. 93 коп. и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Решением суда от 21.01.2016 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судья Савельева Н.М., Васильева Е.В., Борзенкова И.В.) решение суда отменено. Решение налогового органа от 30.06.2015 в„– 10 признано недействительным в оспариваемой части. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что денежные средства, полученные в рамках исполнения учреждением такой государственной функции как привлечение осужденных к оплачиваемому труду в силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следовательно, если учреждение привлекает вольнонаемных работников, то полученный доход, от деятельности, в которой заняты вольнонаемные работники, должен быть учтен при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В ходе выездной налоговой проверки установлено, что согласно штатному расписанию учреждения вольнонаемными работниками, занятыми в деятельности приносящей дополнительный доход, являлись работники магазина. Таким образом, доход от продажи товаров в магазине должен облагаться налогом на прибыль в силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса. В ходе проверки также установлено, что учреждение получало доход от предоставления дополнительных услуг по проживанию в комнате длительного содержания. При анализе калькуляции и сметы установлено, что для оказания этих услуг не используется труд осужденных, то есть по данной деятельности учреждение не выполняет государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) по привлечению осужденных к оплачиваемому труду. Таким образом, доход от предоставления дополнительных услуг по КДС должен быть учтен при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Кодекса.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения за 2012 - 2014 гг., по результатам которой составлен акт от 25.05.2015 в„– 10 и вынесено решение, которым налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2012 - 2014 гг. в сумме 563 880 руб., начислены соответствующие суммы пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ; всего - 660 828 руб. 93 коп.
Основанием для доначисления налога на прибыль организаций послужили выводы о занижении налогоплательщиком доходов, полученных от продажи осужденным к лишению свободы товаров через магазин, организованный на территории колонии, а также от предоставления дополнительных услуг осужденным и их родственникам в комнате длительных свиданий. По мнению инспекции, данные виды услуг не связаны с оказанием государственных услуг (выполнением государственных функций), поскольку для их оказания не используется труд осужденных.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 07.09.2015 в„– 989/15 решение инспекции от 30.06.2015 в„– 10 оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций, пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 660 828 руб. 93 коп. является незаконным и нарушает его права и интересы в экономической деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорные доходы получены колонией от деятельности, не связанной с привлечением осужденных к оплачиваемому труду; поскольку доходы получены налогоплательщиком не в связи с оказанием государственной функции, следовательно, подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положениями ст. 248 НК РФ предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.
В силу п. 1, 2 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Подпунктом 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет государственные (муниципальные) услуги (работы) как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Под казенным учреждением в соответствии с указанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного положения подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 в„– 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" одной из обязанностей учреждений, исполняющих наказания, является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 в„– 1314, Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет следующие полномочия - обеспечивает привлечение осужденных к труду; обеспечивает условия содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания.
Исходя из положений ст. 88, 89, 109, наряду с государственной функцией по привлечению осужденных к труду Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено осуществление учреждением также иных государственных функций - обеспечение права осужденных на приобретение продуктов питания и предоставление краткосрочных и длительных свиданий, которые являются обязательными для исполнения.
Судами установлено, что в 2012 - 2014 гг. колонией в целях исполнения требований ст. 88 УИК РФ для приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости на территории ФКУ ИК-3 организована работа магазина, для осуществления работы которого из федерального бюджета поступали лимиты бюджетных обязательств на приобретение товаров. Денежные средства, поступившие за реализованный товар, в полном объеме направлялись в доход федерального бюджета.
В целях исполнения требований ст. 89 УИК РФ для реализации права осужденных к лишению свободы на предоставление свиданий с родственниками и иными лицами, на территории ФКУ ИК-3 функционировала комната краткосрочных и длительных свиданий.
Приказом ФСИН от 27.07.2006 в„– 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" определены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода комнат длительного свидания (КДС).
За дополнительную плату учреждения могут предоставлять бытовые приборы, инвентарь и прочие услуги КДС сверх установленных норм, при этом дополнительная плата является возмещением расходов федерального бюджета и в полном объеме возвращается в доход федерального бюджета.
Фактически в комнатах длительных свиданий осужденным и их родственникам, согласно плановой калькуляции и смете расходов на услуги КДС, предоставлялись за плату - электрический чайник, телевизор, холодильник, микроволновая печь, мягкая мебель.
Учитывая изложенное, установив, что данные виды услуг относятся к исполнению колонией государственных функций, предусмотренных ст. 88 и 89 УИК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что полученные в связи с осуществлением указанной деятельности доходы обоснованно не были учтены учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль и, соответственно, при исчислении подлежащего уплате налога на прибыль; при этом не имеет значения тот факт, что доход от осуществления вышеуказанной деятельности получен учреждением без привлечения осужденных к оплачиваемому труду, и что работниками магазина являлись не осужденные, а вольнонаемные граждане.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены правомерно.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А60-51506/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------