По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2016 N Ф09-5426/16 по делу N А07-20851/2015
Требование: О взыскании с органа Фонда социального страхования РФ долга по договору на оплату медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и новорожденным.
Обстоятельства: Фонд не принял талоны родовых сертификатов со ссылкой на отсутствие у учреждения здравоохранения соответствующей лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, так как в спорный период учреждение оказывало медицинские услуги в условиях ожидания выдачи лицензии, однако не получило ее в установленный срок по не зависящим от него обстоятельствам, учреждение продолжало действовать на основании ранее выданной лицензии, оказание медицинских услуг было непрерывным, несоответствие учреждения в спорный период лицензионным требованиям не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. в„– Ф09-5426/16
Дело в„– А07-20851/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Сирота Е.Г., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ответчик, Фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2015 по делу в„– А07-20851/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Фонда и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница в„– 21 города Уфа (далее - истец, Учреждение) поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Ходатайства судом удовлетворены на основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Фонду о взыскании 634 000 руб. суммы долга за неисполнение обязательств по договору от 19.01.2015 в„– 60/79.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2015 (судья Насыров М.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Баканов В.В., Логиновских Л.Л. и Махрова Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на ошибочность выводов судов о наличии у Фонда обязанности возместить Учреждению расходы за фактически оказанную медицинскую помощь женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в течение первого года их жизни, поскольку названные виды деятельности Учреждение осуществляло без соответствующей лицензии.
В отзыве Учреждение просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Из материалов дела следует, что между Учреждением и Фондом заключен договор от 19.01.2015 в„– 60/79 "Об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни". В последующем к названному договору стороны заключили дополнительное соглашение от 17.06.2015. Названный договор соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 в„– 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни" (далее - Постановление в„– 1233).
Судами установлено и ответчиком не оспорено, что на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2014 в„– 1157-р, а также согласно уведомлению ИФНС в„– 39 по Республике Башкортостан о снятии с учета, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Уфимская центральная районная поликлиника (далее - Поликлиника) реорганизована 30.03.2015 путем присоединения к Учреждению.
Таким образом, с 30.03.2015 все права и обязанности Поликлиники перешли к их универсальному правопреемнику - Учреждению, в том числе права и обязанности по заключенным договорам, права и обязанности по оказанию медицинских услуг гражданам. С указанного момента Учреждение продолжало осуществлять медицинское обслуживание лиц, начавших медицинское обслуживание в Поликлинике, прекратившей деятельность путем присоединения.
Судами также установлено, что Учреждение до присоединения к нему Поликлиники не оказывало услуги в части проведения профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, однако, эти услуги оказывала Поликлиника на основании лицензии от 11.08.2014 в„– ЛО-02-01-003291.
В соответствии с нормами Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия Поликлиники прекратила свое действие с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности в результате реорганизации с 30.03.2015. В связи с происходящей реорганизацией Учреждение представило пакет документов в отдел лицензирования Министерства здравоохранения по Республике Башкортостан, которое направило уведомление о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность Учреждению на срок с 04.06.2015 бессрочно.
Таким образом, в период с 30.03.2015 по 03.06.2015 Учреждение по договору от 19.01.2015 в„– 60/79 действовало на основании лицензии от 11.08.2014 в„– ЛО-02-01-003291, а с 04.06.2015 на основании лицензии от 04.06.2015 в„– ЛО-02-01-003899.
Согласно представленному расчету истца за период с 14.04.2014 по 31.07.2015 истцом оказано услуг по медицинскому осмотру на сумму 643 000 руб., однако, талоны родовых сертификатов на указанную сумму не приняты фондом к оплате. Так, согласно письму фонда от 14.08.2015 в„– 08-09/14079 не приняты талоны по родовым сертификатам в„– 3-1 в количестве 312 штук, талоны по родовым сертификатам в„– 3-2 в количестве 314 штук на детей, закончивших диспансерное наблюдение с 30.03.2015 по 31.07.2015 включительно.
Считая, что Фонд необоснованно отказал в выплате, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия у Фонда обязанности возместить Учреждению стоимость оказанных им медицинских услуг в предъявленном объеме.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в нем доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Иными словами, юридическое лицо, к которому произошло присоединение реорганизуемого лица, является полным универсальным правопреемником последнего.
Как верно отмечено судами, с 30.03.2015 все права и обязанности Поликлиники перешли к их универсальному правопреемнику - Учреждению.
В соответствии с п. 7 Правил финансового обеспечения расходов, утвержденных Постановлением в„– 1233, медицинское учреждение ежемесячно, до 10-го числа, представляет в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
В соответствии со ст. 7 Закона в„– 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Механизм реализации названных выше законоположений конкретизирован в Постановлении в„– 1233 и в Приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.02.2011 в„– 72н "О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Приказ от 01.02.2011 в„– 72н).
Указанными нормативными актами определено, что условиями для перечисления денежных средств на оплату оказанных медицинских услуг является наличие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям: акушерство и гинекология, педиатрия и (или) неонатология - оплата услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; педиатрия, неврология, детская хирургия, стоматология детская, травматология-ортопедия, оториноларингология, офтальмология, лабораторная диагностика, функциональная диагностика, ультразвуковая диагностика - оплата услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, а также заключенного с Фондом социального страхования Российской Федерации (его отделениями) Типового договора, форма которого утверждена указанным Постановлением. Также в соответствии с положениями пунктов 3 - 7 Постановления в„– 1233 и Приказа от 01.02.2011 в„– 72н соответствующие денежные средства на оплату услуг учреждений здравоохранения, в том числе, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, распределяются Фондом социального страхования Российской Федерации между своими региональными отделениями и перечисляются последними медицинским учреждениям на основании талона родового сертификата из следующего расчета: 3 000 руб. за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях; 6 000 руб. за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период медицинскую помощь в стационарных условиях; 1 000 руб. за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей; 1 000 руб. за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей.
Таким образом, из приведенных положений Постановления в„– 1233 и Приказа от 01.02.2011 в„– 72н, следует, что условиями для перечисления денежных средств на оплату оказанных медицинских услуг является, в частности, наличие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности (по перечисленным выше специальностям), а также заключенного с фондом (его отделениями) договора.
В силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 3, 4 названного Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона о лицензировании, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч. 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. Заявление о переоформлении лицензии может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Правильно применив вышеназванные нормативные положения в совокупности с условиями заключенного между ответчиком и истцом договора от 19.01.2015 в„– 60/79, а также всесторонне, полно и объективно исследовав совокупность всех вышеотмеченных фактических обстоятельств и оценив подтверждающие их доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно пришли к правильным выводам о том, что в период с 30.03.2015 по 03.04.2015 Учреждение оказывало медицинскую помощь в условиях не отсутствия лицензии, а ожидания ее выдачи, однако не получила ее в установленные сроки по не зависящим от истца обстоятельствам. В период ожидания лицензии Учреждение продолжало действовать на основании лицензии Поликлиники от 11.08.2014 в„– ЛО 02-01-003291. При этом оказание медицинской помощи в данный период было непрерывным, поскольку Учреждение является единственным учреждением в городе, оказывающим медицинскую помощь по Уфимскому району по специальностям: акушерство и гинекология, педиатрия, неонатология, неврология, детская хирургия, травматология-ортопедия, оториноларингология, офтальмология, лабораторная диагностика, функциональная диагностика, ультразвуковая диагностика.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Фонд не представил доказательств несоответствия истца в период с 30.03.2015 по 03.06.2015 лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности, установленным положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 в„– 30, а также осуществления им деятельности по иным, нежели до переоформления лицензии, адресам, суды правомерно удовлетворили заявленное истцом требование в полном размере.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию истца с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой установленных по делу фактических обстоятельств и подтверждающих их доказательств.
Вместе с тем, в соответствии с нормами ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входят установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также переоценка доказательств, которым уже была дана оценка судами нижестоящих инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Нарушений судами норм материального права, как и процессуальных норм, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2015 по делу в„– А07-20851/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.ЛИМОНОВ
Судьи
Е.Г.СИРОТА
А.Д.ТИМОФЕЕВА
------------------------------------------------------------------