По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.03.2016 N Ф09-1221/16 по делу N А71-5230/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Организатору аукциона на право оказания услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования учреждения здравоохранения вменено нарушение, выразившееся в незаконном установлении требования о наличии у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как для проведения проверки работоспособности пожарных гидрантов наличие указанной лицензии не требуется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. в„– Ф09-1221/16
Дело в„– А71-5230/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН: 1831038485, ОГРН: 1031800554610, далее - антимонопольная служба) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2015 по делу в„– А71-5230/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ИНН: 1831062093, ОГРН: 1021801156420, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными п. 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и предписание антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Автономная некоммерческая организация "Центр подрядных торгов и инноваций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве", Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Глазовская городская больница в„– 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - бюджетное учреждение здравоохранения), индивидуальный предприниматель Гоголев А.В., главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2015 (судья Калинин Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Пункты 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и предписание антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З признаны незаконными и отменены как не соответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". На антимонопольную службу возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов министерства.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольная служба просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению антимонопольной службы, в данном конкретном случае лицо, выполняющее проверку состояния пожарных гидрантов в рамках спорного государственного контракта, должно иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, 25.02.2015 министерством на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем, сетей и оборудования бюджетного учреждения здравоохранения (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113200001415000006, далее - Аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения (заказчик), а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере, равном 5 000 000 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей аукционных заявок на участие в Аукционе от 20.03.2015 для участия в Аукционе подано 3 заявки.
Решением аукционной комиссии участники закупки, подавшие аукционные заявки под защищенными номерами 6286114, 1490468, допущены к участию в Аукционе. Аукционная заявка под защищенным номером 3042627 признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям подп. 2 п. 11.2.2 разд. 1 документации об Аукционе.
По результатам рассмотрения поступившей в ее адрес жалобы индивидуального предпринимателя Гоголева А.В. антимонопольной службой вынесено решение от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З, которым жалоба индивидуального предпринимателя Гоголева А.В. признана необоснованной (п. 1); министерство признано нарушившим п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (п. 2); принято решение выдать министерству предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе (п. 3); принято решение передать материалы дела уполномоченному лицу антимонопольной службы для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица министерства по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4).
На основании названного решения от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З антимонопольной службой министерству выдано предписание от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Считая п. 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и предписание антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З недействительными, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемых п. 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и предписания антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З требованиям Закона о контрактной системе. При этом суды указали на наличие оснований для возложения на антимонопольную службу обязанности устранить нарушение прав и законных интересов министерства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 названного Федерального закона, указываются, в частности требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 названного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 названной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 названного Федерального закона.
Судами установлено, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона, п. 7 Информационной карты разд. 2 документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем, сетей и оборудования бюджетного учреждения здравоохранения.
В подп. 2.1 Технического задания приложения в„– 2 документации об Аукционе министерством установлен такой вид работ в рамках комплексного технического обслуживания как проверка состояния пожарных гидрантов.
Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 в„– 1225, предусмотрено, что лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судами выявлено, что министерством в адрес главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике направлен запрос от 30.03.2015 в„– 01-02/1249 о необходимости наличия лицензии при оказании исполнителем услуг по проверке состояния пожарных гидрантов в бюджетном учреждении здравоохранения, в ответ на который главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике письмом от 07.04.2015 в„– 912-2-4 сообщило, что для проведения проверки работоспособности противопожарного водопровода (пожарных гидрантов) наличие лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установление в извещении и документации о проведении аукциона требования о соответствии лица, осуществляющего выполнение работ, являющихся объектом закупки, в частности Федеральному закону от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подтвержденном лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требованиям действующего законодательства противоречит.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о несоответствии п. 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и, соответственно, предписания антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З требованиям Закона о контрактной системе.
При этом суды указали на наличие предусмотренных действующим законодательством оснований для возложения на антимонопольную службу обязанности устранить нарушение прав и законных интересов министерства.
При таких обстоятельствах суды правильно удовлетворили заявленные министерством требования и признали оспариваемые п. 2, 3, 4 решения антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З и предписание антимонопольной службы от 24.03.2015 в„– АБ 07-06/2015-75З недействительными.
Ссылка антимонопольной службы, изложенная в кассационной жалобе, на разъяснения главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, изложенные в письме от 17.09.2015 в„– 2536-2-4, была предметом рассмотрения судами и получила надлежащую правовую оценку.
Суды отметили, что в названном письме главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 17.09.2015 в„– 2536-2-4 также указано на отсутствие необходимости наличия соответствующей лицензии для проведения проверки работоспособности пожарных гидрантов, пожарных кранов, содержится разъяснение об обязательности наличия соответствующей лицензии в случае, если договором (контрактом) помимо проверки работоспособности противопожарного водоснабжения предусмотрено выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту.
При этом судами указано, что в подп. 2.1 Технического задания приложения в„– 2 документации об Аукционе министерством установлен лишь такой вид работ, выполняемых по обслуживанию трубопроводов и арматуры, как проверка состояния пожарных гидрантов, которая, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства, к перечню работ, для совершения которых требуется лицензия, не относится.
Ссылка антимонопольной службы, изложенная в кассационной жалобе, на то, что в данном конкретном случае лицо, выполняющее проверку состояния пожарных гидрантов в рамках спорного государственного контракта, должно иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы антимонопольной службы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.08.2015 по делу в„– А71-5230/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------